Землю — муниципалитетам
Штрафы за нарушение земельных законов предлагают зачислять в местные бюджеты
Депутаты законодательного собрания Нижегородской области предлагают внести поправки в Бюджетный кодекс РФ, изменив механизм распределения штрафов за нарушение режима использования земельных участков в целом и сельхозугодий в частности. Сейчас они идут в основном в бюджет Нижнего Новгорода, даже если земля используется не по назначению за 300 км от областного центра. Депутаты предлагают зачислять штрафы в местные бюджеты. По мнению законодателей, это позволит усилить контроль за оборотом сельхозземель, а муниципалитеты получат дополнительные доходы. Эксперты сомневаются, что усиление контроля позволит ввести в оборот неиспользуемые сельхозугодья, поскольку в Поволжье инвесторам это просто невыгодно.
Изменения в п. 1 ст. 46 Бюджетного кодекса РФ рассмотрел комитет по имущественным и земельным отношениям нижегородского заксобрания. Как рассказал председатель комитета Андрей Тарасов, депутаты предлагают зачислять штрафы за нарушение земельного законодательства в бюджеты муниципалитетов по месту нахождения участка. Сейчас, согласно Бюджетному кодексу РФ, подобные штрафы полностью зачисляются в бюджет того муниципального образования, где зарегистрирован орган, наложивший взыскание. Например, все штрафы, выписанные владельцам сельхозугодий областным управлением Россельхознадзора, перечисляются в бюджет Нижнего Новгорода — представительств в районах области у ведомства нет. По мнению парламентариев, благодаря изменениям районные администрации будут лучше контролировать использование земельных участков. «Муниципалитеты будут заинтересованы в том, чтобы осуществлять контроль, и могли бы помочь нам навести порядок в этой сфере»,— считает господин Тарасов.
Начальник управления Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий-Эл Игорь Ивошин считает, что пополнить бюджеты местных администраций позволят не только штрафы, но и повышенная налоговая ставка за неиспользование земель сельхозназначения. «У нас в Нижегородской области 2,7 млн га сельхозземель, из них 1 млн га не используется, причем 500 тыс. га — пашни. Сейчас муниципалитеты области получают за эти земли около 40 млн руб. ежегодно, но так как при неиспользовании земель сельхозназначения ставка налога увеличивается в пять раз (с 0,3% до 1,5%. — „Ъ“), ежегодно муниципалитеты могли бы получать 150 млн руб.»,— подсчитал господин Ивошин. По его мнению, дополнительные финансовые поступления в местные бюджеты также заставят власти бороться с несанкционированными свалками на неиспользуемых землях и активизируют освоение неиспользуемых участков. «Бывает, что есть инвестор, который пришел в район, увидел земли сельхозназначения, которые не используются, и изъявил желание их развивать. Но владелец участка, который не использует землю, под разными предлогами отказывается от передачи земель эффективному инвестору. И если для них в пять раз увеличить ставку налога, то налоговые отчисления его серьезно вырастут, и он либо активно будет вводить землю в оборот, либо передаст инвестору. Потому что если на севере еще как-то можно смириться с зарастанием земель сельхозназначения, то на юге, где чернозем, земли уже тоже зарастают из-за того, что не работает механизм муниципального земельного контроля»,— уверен господин Ивошин. Рекультивация же заброшенных сельхозземель очень дорога и порой невозможна, поэтому иногда даже приходится менять форму их использования, напомнил господин Тарасов.
В итоге комитет поддержал проект постановления областного заксобрания о выходе в Государственную думу РФ с инициативой внести изменения в Бюджетный кодекс.
По мнению главы МСУ Балахнинского района Нижегородской области Павла Коженкова, предложенные депутатами поправки «вполне логичны» и побудят местные администрации, особенно в аграрных районах, более активно заниматься вопросами контроля использования сельскохозяйственных земель. «Сейчас в муниципалитетах этим занимаются единичные сотрудники: в администрации Балахнинского района, в котором сравнительно мало сельхозугодий, этим занимается один человек, плюс по одному человеку в поселениях. Но если в муниципалитеты будут поступать дополнительные средства, усиление контроля со стороны местных администраций будет экономически оправдано и простимулирует их быстро навести порядок в этой сфере»,— считает господин Коженков.
Директор аналитического центра «Совэкон» Андрей Сизов сомневается, что экономический эффект для муниципалитетов будет велик. «Как правило, хозяев заброшенных сельскохозяйственных участков найти довольно сложно, нередко владельцами оказываются паевые фонды, и штрафы или повышенные налоги предъявлять просто некому. Поэтому возможные плюсы от этой идеи могут оказаться даже ниже объема затрат на ее реализацию»,— полагает господин Сизов. По его мнению, заметно активизировать ввод в оборот неиспользуемых сельхозугодий также не удастся, так как в Нижегородской области сельскохозяйственный бизнес далеко не всегда рентабелен: «На Юге России и в Черноземье проблемы заброшенных земель просто нет, потому что там сельское хозяйство интересно инвесторам без всякой системы штрафов, и сейчас там обрабатывается даже больше земли, чем во времена Советского Союза. А в Поволжье и на Урале — меньше, потому что это просто невыгодно».