Добро должно быть трезвым
Вадим Худяков, действительный член клуба "Железная антилопа", Москва
За что уважаю наш Минздрав, так это за твердый курс на поголовное отрезвление нации и железную убежденность в том, что они, в Минздраве, лучше знают, как нам, остальным гражданам, будет лучше. Такая несгибаемость заслуживает "решпекта".
Недавно они сделали новый шаг на этом светлом пути, предложив, во-первых, дать продавцам алкоголя право отказывать перепившим, по их мнению, клиентам и, во-вторых, убрать все спиртное в магазинах от людей. Неважно, за ширму или в чуланчик — лишь бы подальше от алчущих взоров.
Насчет необходимости первого пункта, честно говоря, сомневаюсь. Отсутствие такого закона никогда не мешало метрдотелю какой-нибудь "Плакучей ивы" деликатно подсказать, что посетителю пора освежиться. Да и продавщица любого сельпо не стеснялась погнать мокрой тряпкой пьяницу, приползшего за добавкой. Тому и в кино тьма примеров, а ведь кино — зеркало жизни. Но есть у этой медали и другая сторона. Была у меня знакомая официантка, жена злобного алконавта, которая по своему личному опыту вполне уверилась, что после второй рюмки всякий мужик превращается в грязное животное. Вот и доверьте такой даме право решать, кому еще можно, а кому уже хватит... Опять же, знавал я и мужиков, которые в любом состоянии способны засунуть бармена или продавца в холодильный шкаф, если им откажут в утолении жажды.
Зато с пунктом про "с глаз долой" согласен полностью. Правильно, нечего выставлять спиртное напоказ, как шарики на елке! Подальше его, поглубже, оптимально — в колодец теплотрассы, если поблизости не найдется карстовых пещер. Выставлять надо в том случае, если вы — как я, например, — выступаете за культуру пития. Тогда, чтобы сделать достойный выбор, надо разбираться в марках вина, всяких там аппелласьонах и миллезимах. А если хотите добиться, как Минздрав, чтобы народ даже по праздникам пил только кефир и "Ессентуки N 17", то возможность выбора следует резать на корню. А то пьющая публика у нас стала совсем балованной — даже у водочных стеллажей капризничает. Дескать, почему это "Кедровая шишка" на талой воде из горных ледников сделана в Курдюпинске, где горы и шишки могут привидеться только в состоянии Delirium tremens? А вот если бы водкой торговали в темном закутке за пожарным щитом, никто бы нос не морщил, а брал то, что дают.
Еще надо убрать красивые картинки с этикеток, а рисовать там препарированную печень алкоголика. А лучше всего — вообще никого в винно-водочный отдел не пускать. Говоришь пароль — его можно за большую сумму узнать у администратора — открывается зарешеченное окошко, суешь туда деньги, тебе суют бутылку. Какую? Сюрприз!
Знавал я и мужиков, которые в любом состоянии способны засунуть бармена или продавца в холодильный шкаф.
А что, покупка вслепую — очень полезная идея. Надеялся, допустим, на амонтильядо с тонким ароматом ореха, а получил крепленый портвейн из винодавильни братьев Парапсихоевых. Две-три такие осечки — и поклонник изысканных вин навсегда забудет дорогу в алкогольный отдел. Особенно если на этой дороге навалить побольше мусора и пустых ящиков. Число трезвенников будет расти в геометрической прогрессии.
Одно непонятно — почему борьба идет только с табаком и алкоголем? Есть ведь и другие сферы риска. Автомобили, например, официально считаются источником повышенной опасности. А у нас их продают налево и направо всем желающим, да еще и рекламируют по телевизору. Предлагаю немедленно пресечь эту порочную практику. Рекламу машин запретить. Шоу-румы закрыть. Снести автосалоны, расположенные ближе километра от школ! Чтобы в невинные детские сердца не проникало греховное влечение к четырехколесному злу. Хорошо бы вообще все машины с городских улиц изгнать в леса и степи, но этим уже занимается столичная мэрия, и довольно успешно. А главное — на капоте каждого автомобиля сделать надпись: "Минздрав предупреждает: езда опасна для жизни!"
Вот тогда все у нас наладится. Будем ходить пешком, трезвые и задумчивые. А сотрудники Минздрава — еще и довольные.
Другие авторские колонки читайте в постоянной рубрике «Ответственные лица»