Шум в «Матросской тишине»
Существуют ли в изоляторе VIP-камеры
ФСИН и прокуратура Москвы проверят информацию о VIP-камерах в «Матросской тишине». Надзорные ведомства намерены выяснить, соблюдают ли в столичном СИЗО №1 нормы о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых. Ранее правозащитники сообщили, что в изоляторе есть несколько камер с хорошим ремонтом и всеми удобствами — большим телевизором, холодильником с «деликатесами» и отдельным санузлом. При этом большинство корпусов СИЗО переполнены: количество людей в камерах в разы превышает нормы содержания, а сами помещения находятся в аварийном состоянии.
Для кого могут быть предназначены VIP-камеры? По мнению бывшего оперативника Михаила Игнатова, прежде всего — для бизнесменов, которых суд отказался отпустить под домашний арест: «Не секрет, что существуют камеры для так называемых бизнесменов, камеры для коммерсантов, где у них есть какие-то привилегии — средство связи, выход в интернет, душ в камере. То есть даже в тюрьме у тебя будет все хорошо. А если ты не заплатил, пойдешь в общую камеру, где, как говорят, на 30 шконок — 90 арестантов».
В «Матросской тишине» правозащитникам пояснили, что камеры с удобствами появились благодаря частным пожертвованиям. Однако эксперты сомневаются в этом. По словам координатора движения «Русь сидящая» Инны Бажибиной, информация о финансовых потоках должна быть задокументирована: «Мне интересно, как они проводят это по бухгалтерии. Сказать-то они в эфире сказали, все хорошо, но, наверное, Следственный комитет или прокуратура должны проверить финансовую документацию, каким образом оформлялись эти пожертвования, от каких именно фондов. Наверное же, это не просто так, это должно быть оформлено как поступление денежных средств на соответствующие счета Федерального казначейства, потому что это государственные структуры. Как это все оформлялось?»
Правозащитники считают историю с VIP-камерами привычной для России. Каждое учреждение ФСИН — это фактически отдельное государство со своими законами, считает эксперт по тюремной реформе Людмила Альперн. По ее словам, сказывается закрытость ведомства от общественного контроля: «Мы остаемся где-то в XIX веке, мы совершенно не способны реформировать свою тюремную систему, сделать ее более открытой, мы не способны сделать ее современной, перейти от лагерной системы к камерной, как это во всем мире. Если нет других законных способов, скажем, не оказаться в переполненном СИЗО, и человек ищет способы избежать этого — он может найти, потому что все интересуются деньгами и прочими благами».
ФСИН обещает обнародовать результаты проверки «Матросской тишины» в ближайшее время.