Каким для Вас был 2017 год?

Регионы Черноземья отчитываются о своих успехах в АПК по итогам 2017 года, ссылаясь на официальную статистику. Но итоговые цифры не всегда отражают последние тенденции отрасли. Представители разных направлений агропромышленного комплекса рассказали, каким для них был 2017 год и чего они ожидают в 2018-м.

Виталий Круглик, генеральный директор Управляющей компании «Продимекс-сахар»:
— По оценке Института конъюнктуры аграрного рынка, в текущем году производство сахара может превысить 6,5 млн тонн. Это абсолютный рекорд в истории России, достигнуть которого позволил целый ряд действий, направленных на развитие и модернизацию отрасли. Мы используем самую современную технику, внедряем гибриды семян сахарной свеклы, новые технологии применения удобрений и средств защиты растений.

Свекловоды работали не напрасно: свекла хорошего качества, достаточно высокая урожайность. Но на фоне профицита сахара на внутреннем рынке его оптовая цена опустилась даже ниже тех значений, которые мы закладывали в бюджет как минимально возможные. Это значит, что рентабельность свеклосахарного производства сейчас находится на опасно низком уровне и необходимо предпринимать срочные меры восстановлению внутреннего баланса сахара в стране.

Еще одна огромная проблема — отгрузка свекловичного жома. Значительные средства холдинга были потрачены на приобретение оборудования по сушке и грануляции жома, отладку технологии и обучение работников. Сейчас мы превращаем в востребованный товар все 100% некогда проблемного отхода. Весь жом по контрактам у нас продан, но катастрофически не хватает вагонов, чтобы его отправить. Железнодорожники ссылаются на постановление правительства РФ о выводе из эксплуатации вагонов, выработавших нормативный срок и увеличение заявок на грузоперевозки от зерновых компаний в связи с рекордным урожаем. Как бы то ни было, а наш Ольховатский сахарный завод вынужден снизить производительность по причине отсутствия вагонов для вывоза жома. Для сравнения: в октябре 2016 года мы отгрузили 1280 вагонов, на конец октября нынешнего — менее 250.

С этой проблемой столкнулись все сахарные заводы. Кто-то пытается строить новые площадки для временного хранения, кто-то на элеваторы возит. Мы верим, что сложившаяся ситуация временная, и со стороны государства будут предприняты все меры по поддержке наших усилий, направленных на устранение обстоятельств, сдерживающих развитие отечественного свеклосахарного комплекса.

Валентина Татаринова, председатель ПССПК «Поляна»:
— Наш опыт свидетельствует о том, что кооперация создает серьезный стимул для экономического и социального развития сельских территорий. Эта форма хозяйствования обеспечивает вовлечение в экономический оборот трудоспособного сельского населения, которое было высвобождено в процессе интенсификации сельскохозяйственного производства. С 2009 года, когда мы начали закупать мясную продукцию у селян, количество членов кооператива увеличилось с 5 до 1587 человек. С помощью различных форм господдержки объемы реализации продукции выросли с 8 до 23млн руб. в год.

Мы выиграли грант — 9,8 млн руб. на строительство цеха по переработке мяса и освоили его. Ввод цеха в эксплуатацию позволил увеличить оборот вдвое, создать дополнительно 13 рабочих мест. На будущее планируем строительство убойной площадки, проектирование которой уже идет. Районная администрация выделила нам участок под этот проект. Попробуем вновь участвовать в конкурсе на гранты, получение субсидий на строительство. Если не получится, будем рассчитывать на свои силы, на кредиты. Созданный в области инвестиционный климат способствует вложению средств в расширение бизнеса.

Для более динамичного развития нужно обеспечить максимальный сбыт собственной продукции, над чем работает созданная в Липецкой области трехуровневая система государственной поддержки кооперации на селе. Увеличение числа закупочных кооперативов и торговых точек — это хороший стимул инвестировать в развитие производства сельхозпродукции.

Дмитрий Еремеев, генеральный директор АО «Агрофирма имени 15 лет Октября»:
— Государственная поддержка дает серьезный импульс развитию садоводства. За два года действия госпрограммы, предусматривающей, в частности, возмещение 20% затрат на строительство холодильников для хранения фруктов, мы построили фруктохранилище мощностью 2,5 тыс. т и заканчиваем строительство еще одного.

Если раньше мы закладывали на хранение всего 5 тыс. т яблок, остальное вынуждены были перерабатывать, то со строительством холодильников общая емкость хранения в регулируемой газовой атмосфере стала 25 тыс. т, что позволяет заниматься реализацией до следующего урожая, а не продавать яблоки сразу после сбора за любую цену.

Санкционные ограничения на ввоз импортных яблок открывают большие возможности для позиционирования отечественных садоводов не только на внутреннем, но и на внешнем рынке. Поддержка государства через субсидии и компенсации затрат стала хорошей подмогой и стимулом к развитию садоводства, увеличению объема производства. А вот налоговые «нестыковки» тормозят этот процесс. По законодательству садоводы находятся на едином сельхозналоге. А все предприятия торговли работают с НДС. Если производитель приходит к ним напрямую, они заинтересованы снять с поставщика НДС. А на яблоки налог — 18% — гораздо выше, чем на другие сельхозпродукты. Если снизить НДС на яблоки до 10%, как на другую продукцию сельского хозяйства, и сделать садоводов плательщиками НДС, они смогут напрямую входить в торговые сети. Это позволит не обращаться к посредничеству перекупщиков, как сейчас, что автоматически снизит цену реализации яблок.

Олег Гаврилюк, первый заместитель генерального директора по производству, экономике и финансам ЗАО «КапиталАгро»:
— Россия добилась продовольственной независимости по ряду позиций благодаря грамотной политике государственной поддержки различных отраслей АПК. Стимулирование свиноводства, птицеводства и других отраслей дало импульс развитию смежных отраслей, инвестиционной активности бизнеса.

За два последних года наша компания осуществила инвестиционный проект по строительству трех откормочных корпусов на площадке свинокомплекса «Калиновский». Ввод их в эксплуатацию позволил увеличить объем производства мраморной свинины на 3 тыс. тонн. Если в прошлом году мы произвели на действующих комплексах 24,6 тыс. т продукции, то в этом году планируем выйти на уровень 27,2 тыс. т. Стоит отметить, что это именно откормочные корпуса, то есть дополнительных поросят мы получили на действующих площадках без какой-либо реконструкции. Таким образом компания повысила фондоотдачу, обеспечила рост производительности труда. Хотя изначально планируемая производственная мощность вместе с нашими технологическими партнерами составляла 19 тыс. т в живом весе.

К сожалению, внешние факторы влияния не позволяют говорить о сохранении такой динамики. Продолжается снижение цен на продукцию в оптовом сегменте, связанное с насыщением рынка, но при этом не уменьшается долговая нагрузка на предприятие, не изменяются условия финансирования, государственной поддержки. В условиях таких «ножниц» приходится достаточно тяжело.

Сложившиеся на сегодня реалии в АПК требуют, на наш взгляд, более гибкого подхода к формированию механизмов господдержки. Очевидно, они должны отличаться на этапе формирующегося рынка и стадии его развития. Сейчас необходим более разнообразный инструментарий, которым могут воспользоваться компании с учетом их ситуации: кто-то уже вышел из инвестфазы, кто-то еще не рассчитался с кредитами, кому-то важно субсидировать производство конечной продукции.

Вся лента