Италия на китайской почве
Елена Стафьева о Bulgari Beijing
Новый отель с самым красивым частным садом в Пекине и лучшим итальянским рестораном — причем не только в Пекине
Пекин можно называть как угодно — поразительным, ужасным, прекрасным, но его сложно назвать красивым в конвенциональном западном смысле этого слова. Да и в восточном тоже: от традиционной восточной красоты в нем мало что осталось, а вестернизированной азиатской, как в Шанхае, еще наросло немного. Если он и близок взгляду белого человека, то это прежде всего наш взгляд, потому что в Пекине, столице социалистического Китая, глаз жителя бывшего СССР без усилия узнает интернациональный советский стиль: хрущевки, панельки, многоэтажки, поэтика бескрайних спальных районов, пересеченных многополосными шоссе, и даже раскрас самолетов Air China напоминает прежний аэрофлотовский.
Это странная и сложная визуальная среда, иметь дело с которой любому архитектору и дизайнеру непросто. Особенно учитывая, что все здешние большие отели располагаются в огромных и уродливых небоскребах — таков местный стиль. Сделать тут отель Bulgari с его идеей маленькой Италии, вписав при этом в пекинский ландшафт,— эту задачу решало архитектурное бюро Antonio Citterio Patricia Viel, занимающееся зданиями и интерьерами всех отелей Bulgari. Но начинали, конечно, с поисков места.
Отель в Пекине — четвертый отель Bulgari, только что открылся пятый в Дубае, в следующем году открывается отель в Шанхае, а в 2020-м — в Москве. И для Bulgari, которая не собирается становиться отельной сетью, это настоящая экспансия. CEO Bulgari Жан-Кристоф Бабен, при котором она и произошла, давая интервью в тамошнем ресторане Il Ristorante с видом на сад, реку Лянгма и зелень за ней, сказал: "Нам очень повезло с местом, особенно с этим зеленым озером в таком городе". И с этим "зеленым озером" — редчайшим в городе парковым кварталом с посольскими резиденциями им действительно повезло. Но Bulgari вместе с партнером в этом проекте, китайской Genesis Group, проделали фантастическую работу: собственно, того прекрасного вида, который сейчас открывается из бара и ресторана отеля, его просто не было. Они расчистили берега реки, проложили дорожки, посадили деревья и устроили променад — это полноценное общественное пространство вне территории отеля и всего комплекса Genesis с офисными зданиями и Genesis Art Foundation (он построен по проекту знаменитого Тадао Андо). В реке, кстати, по утрам плавают местные — вызывая совершеннейшую оторопь итальянцев, для которых это примерно как плавать в Тибре, только хуже.
На месте же сада была парковка — швейцарский ландшафтный дизайнер Энцо Эне лично выбирал все деревья — а они здесь подобраны с китайско-итальянскими коннотациями,— которые сюда привезли. Самые прекрасные из них и самые узнаваемые — это изящно изогнутые китайские сосны, как на лаковых ширмах и шкатулках, как на гравюрах и акварелях. Большие и старые. У Энцо разработана специальная технология обрезания и обертывания корней, которая позволяет их сохранить, потом сосны помещают в питомник там же в горах, где они росли, потом перевозят в питомник под Пекином и только потом, наконец, высаживают окончательно — все это занимает несколько лет. То есть сад буквально собирался вручную, как уникальное колье Bulgari, когда сначала находят камни, потом придумывают для них композицию, потом применяют редкие ремесленные технологии.
Одна такая сосна стоит прямо перед входом — к ней ведет изогнутая подъездная дорога и Сильвио Урсини, вице-президент Bulgari, придумавший всю концепцию Bulgari Hotels & Resorts, объясняет, что если в европейской традиции к дворцу ведет прямая аллея, то в китайской она должна быть изогнута так, чтобы здание открывалось только за последним ее поворотом. Сразу за дверью — огромный портрет Сотирио Булгари, основателя Bulgari, в разных оттенках серого, нарисованный Ян Пей-Мингом, который огромными монохромными портретами и прославился. Бернар Арно заказал их оптом, такой же — Кристиана Диора — только что открывал парижскую выставку Dior.
Важнейшее, что нужно знать про Bulgari Hotel Beijing,— в нем торжествует прекрасная китайская традиция простора. Тут 119 номеров — самый маленький 55 кв. м, а самый большой, The Bulgari Suite,— 380 кв. м. Везде отдельная гардеробная, панорамные окна и отличная звукоизоляция. Вся мебель, все интерьерные штуки во всем пространстве отеля привезены из Италии.
Все внутри устроено так, чтобы шаг за шагом разворачивать историю римского дома Bulgari в его главных символах и знаках, перечислять которые просто устанет рука: от бронзовой чеканной барной по мотивам фонтана Бернини "Лодочка" до золотой мозаики на стене 25-метрового бассейна в SPA по мотивам терм Каракаллы (там 11 SPA-кабин и великолепные китайские массажистки). Даже витрины, обычно разрушающие интерьер любого люксового отеля, задействованы: часы и украшения Bulgari в них — это часть декорации. Царит здесь, конечно, камень: матовый травертин, камень римских зданий, мрамор Breccia Medicea на фасаде, огромная плита оникса, найденная в Иране и установленная в ванной сьюта Bulgari. Камень — римская тема и тема ювелирной истории Bulgari, но когда сидишь посреди всего этого римского великолепия, то сквозь стеклянные стены вестибюля видишь китайскую бамбуковую рощу, которая отгораживает от того, что вне стен.
Для человека, бездну времени проводящего в Италии, будет большим удивлением обнаружить один из лучших итальянских ресторанов ever в Пекине. Впрочем, если знать, что им занимался Нико Ромито, шеф ресторана Reale в Абруццо с тремя мишленовскими звездами, то это уже не так удивительно. Нико с недавнего времени курирует все рестораны отелей Bulgari. Когда говорят об итальянской кухне, любят формулу "простая еда из лучших продуктов", давно превратившуюся в клише. Так вот у Нико именно она и есть — только в своем идеальном, практически платоновском воплощении. Продукты частью местные, например овощи, частью из Италии — кроме пармезана, еще, например, мука для хлеба, который тут пекут сами. И это самый вкусный итальянский хлеб, который я пробовала. Как и самый лучший тирамису: удивительно тонкий для dolci italiani баланс минимизированной сладости и всех прочих вкусов — горечи какао и совсем отдаленной, где-то на заднем фоне, солености. И есть два места, которые составят с ним идеальный триптих,— Restaurant 1949 внутри галереи Gallery 49 с лучшей пекинской уткой, и неожиданный и прекрасный King's Joy в районе Dongcheng с настоящей высокой вегетарианской кухней, изящной и очень вкусной.
Пекин не совсем тот город, где можно выйти из отеля и просто пойти гулять по улице — с улицами тут никаких проблем, просто он циклопических масштабов, заметно больше Москвы, и до всего значимого нужно ехать. Если вы любите фильм "Последний император", то, конечно, надо увидеть Запретный город, если не любите толпы и ощущение голливудской декорации — то лучше поехать в Летний дворец, где огромное озеро с зарослями лотоса, мраморный мост, кораблики, гигантская пагода на горе и можно спокойно гулять и свободно дышать (большая роскошь для Пекина). И точно стоит отправиться в 798 Art District — это бывший промышленный комплекс размером примерно с пять наших "Артплеев", отданный под магазины, кафе и галереи. То есть такой хипстерский рай, но в декорациях жесткого социалистического постиндустриализма в стиле Баухаус. Посмотреть там Центр современного искусства UCCA — Ullens Center For Contemporary Art и галерею-мастерскую Bandi Panda House художника-концептуалиста Чжао Банди, человека-панды. А потом продолжить в Национальном музее искусств Китая — и это минимальный жанровый набор для первой встречи с китайским искусством в Пекине. Ну и конечно, все-таки в итоге погулять, но не по проспектам, а по узким проулкам между ними — хутонгам, где прилеплены друг к другу домики за сплошным каменным забором, где едят на улице (и есть там можно и нужно), тут же играют в карты, дико популярные в Пекине, и просто сидят на стульях и греются на солнце. И вернуться потом в отель с его ароматом, сделанным Жаком Кавалье. Этот аромат, который используется во всех отелях Bulgari, в Пекине особенно радует.