Иордания позавидовала Египту
Амман хочет от Москвы дешевый кредит на АЭС
Иордания предлагает «Росатому» изменить условия финансирования проекта строительства АЭС в Иордании. Амман хочет снижения ставки по коммерческому кредиту до 5,5%, а также предоставления средств в виде госкредита РФ. Страна также в очередной раз заговорила о возможном привлечении китайских конкурентов «Росатома». В госкорпорации замечают, что иорданцы не определились даже с площадкой для АЭС, а коммерческий кредит был выбором Аммана. Эксперты сомневаются, что сейчас иорданская атомная программа представляет собой что-то большее, чем просто разговоры.
Иордания недовольна условиями коммерческого кредита, предлагаемого для строительства АЭС по российскому проекту, заявил «РИА Новости» замглавы комитета страны по атомной энергии, руководитель ядерной программы Камаль аль-Аарадж. По его словам, Амман сможет реализовать контракт с «Росатомом», если ставка по нему будет снижена с 8% до 5,5%. «Мы ожидаем ответа от правительства России и стремимся, чтобы кредит был государственным, а не коммерческим»,— добавил чиновник. Он также сравнил ставку с 3%, которые, по его словам, РФ предложила для строительства АЭС в Египте.
Проект «Росатома» по строительству АЭС в Иордании, который оценивался в сумму около $10 млрд, тянется как минимум с 2011 года, госкорпорация в 2013 году выиграла тендер, но до контракта дело до сих пор не дошло. Первоначально АЭС должны были строить по модели BOO «строй-владей-эксплуатируй», «Росатом» должен был войти в капитал на 49% (сейчас о схеме BOO уже не упоминают). Судя по всему, одним из проблемных был вопрос финансирования. Так, в 2015 году Иордания заявляла о возможном привлечении в проект АЭС Китая под условие льготного кредита на 50% стоимости станции. Сейчас господин аль-Аарадж также упомянул китайцев, заявив, что Пекин «готов построить реактор в другом районе Иордании, но пока не представил предложение», цену блока он оценил в $4 млрд. В Иордании хотели бы видеть «российско-китайскую конкуренцию» в этой сфере, говорит чиновник.
В «Росатоме» “Ъ” заявили, что предметное обсуждение аспектов финансирования иорданского проекта целесообразно проводить после подтверждения окончательной пригодности площадки для строительства АЭС и решения других технических вопросов. Вопрос площадки действительно является одним из ключевых, по данным “Ъ”, предложения Аммана пока не пригодны для атомного проекта. В «Росатоме» добавили, что «в данном контексте сравнивать межгосударственное и коммерческое финансирование некорректно, а выбор именно коммерческой модели был сделан иорданскими партнерами». Отметим, что долгосрочные госкредиты под ставку порядка 4% (кредит Египту, по данным местных СМИ, действительно дешевле) являются стандартной практикой поддержки проектов «Росатома» за рубежом — в тех странах, которые не могут сами выделить средства на АЭС. Но в случае Иордании речь о госкредите до сих пор не заходила.
В иорданской ядерной программе пока больше разговоров, чем реальности, полагает глава независимого издания AtomInfo.ru Александр Уваров, напоминая также, например, о так и не реализованных идеях Аммана вести добычу урана с французами. Эксперт сравнивает эту ситуацию с чешской: в Праге много лет говорят о необходимости новой станции, но проект строительства АЭС «Темелин» никак не реализуется.
Почему у мирового атомного рынка меняется география
Традиционная структура мировой атомной отрасли, где основная конкуренция шла между американской Westinghouse, французской Areva и «Росатомом», в ближайшие годы может кардинально измениться.