Уральское гнездо "Ласточки". Как рождается скорость?
Больше года москвичи пользуются новой линией метрополитена — Московским центральным кольцом. Этот амбициозный проект стал для столицы во многом уникальным. Впервые в истории России создано легкое метро, где курсируют поезда "Ласточка". Ежедневно они перевозят до 330 тыс. пассажиров. С момента запуска МЦК поездки стали не только комфортнее, но и быстрее в среднем на 20 минут. Современный подвижной состав производится под Екатеринбургом, на заводе "Уральские локомотивы". Об особенностях выпуска "Ласточек" с маркировкой "Сделано в России" — в нашем репортаже.
Небольшой промышленный городок на Урале под названием Верхняя Пышма. Живет здесь около 50 тыс. человек, свыше 3 тыс. из них работают на предприятии "Уральские локомотивы" (совместное предприятие "Сименс АГ" и "Группы Синара"). Менее чем за два года здесь был реконструирован производственный комплекс общей площадью 95 тыс. кв. м и открыты новые цеха. Наше знакомство с площадкой начинается с одного из самых важных участков, где собираются тележки поездов, которые станут основным элементом будущего подвижного состава. Специалисты подчеркивают, что сборка и сварка производятся исключительно с помощью роботов последнего поколения.
Еще одно новшество, которое отличает предприятие,— сложный процесс производства кузовов. При их выпуске впервые в России используются экструдированные алюминиевые профили, способные обеспечивать высокую безопасность и комфорт. "Алюминий не подвержен коррозии, а особая конструкция панелей обеспечивает жесткость и легкость вагона, что позволяет развивать высокую скорость",— подчеркивает генеральный директор "Уральских локомотивов" Александр Салтаев.
Впрочем, о скоростях здесь могут рассказывать часами. На данный момент "Ласточка" может развивать до 160 км/ч. При этом адаптируется под различные требования благодаря гибкости внутренней компоновки и имеет плавный ход. Именно поэтому в ближайшее время на железных дорогах будут курсировать "Ласточки" не только стандартной модификации, но и премиум, предназначенные для междугородных перевозок. Это электропоезда повышенной комфортности, где можно выбрать класс вагонов, заказать питание, воспользоваться розетками и интернетом. Интерес к таким составам уже проявила Федеральная пассажирская компания. В июне 2017 года было подписано соответствующее соглашение о намерениях между ОАО РЖД, ФПК, "Группой Синара" и компанией "Сименс АГ". Конструкторы уверяют, что нынешние скоростные показатели в 160 км/ч для "Ласточки" не предел. На заводе уже начинают разработки поездов, способных разгоняться до 200 км/ч.
"Сегодня на "Уральских локомотивах" созданы все необходимые условия, и производственные мощности позволяют здесь выпускать не только скоростные, но и высокоскоростные поезда,— отмечает директор департамента "Мобильность" компании "Сименс" в России Йорг Либшер.— Мы готовы к локализации составов для ВСМ на российской площадке. Это могут быть поезда нового поколения".
Российским пассажирам "Ласточки" знакомы еще с 2013 года, именно они перевозили спортсменов и гостей в Сочи. Правда, тогда это были составы, собранные на предприятии "Сименс" в Крефельде (Германия). Уже в 2014 году с конвейера уральского завода сошла первая российская "Ласточка". "Важно, что поезд адаптирован к климатическим условиям нашей страны и может эксплуатироваться от минус 40 до плюс 40 градусов",— рассказывает Йорг Либшер.
В настоящее время завод выполняет крупнейший заказ "Российских железных дорог" на 1,2 тыс. вагонов "Ласточка". Согласно контракту, в 2017 году уровень локализации должен быть 80%. "Производственный план по локализации мы даже перевыполнили. Показатель составил 81,7%. Среди основных поставщиков для завода предприятия Свердловской, Челябинской, Курганской областей, Пермского края, Москвы и Московской области, а также Санкт-Петербурга и Ленинградской области",— отмечает Александр Салтаев. Впрочем, локализация — это не только трансфер технологий, это прежде всего вклад в обучение высококвалифицированных специалистов. За семь лет работы численность персонала увеличилась в 2,5 раза, средний возраст сотрудников — 39 лет. По данному показателю "Уральские локомотивы" входят в первую десятку машиностроительных предприятий России.
На сегодня на предприятии выпущено уже 83 "Ласточки". Эти "птички", а именно так их называют заводчане, соединяют города в шести регионах России и обеспечивают комфорт и безопасность тысячам пассажиров. 33 "Ласточки" эксплуатируются в Москве, на МЦК. Специально для новой линии метрополитена уральский завод предусмотрел ряд модификаций. Так, в вагонах используются горизонтальные поручни, предусмотрены места для перевозки велосипедов, проход стал гораздо шире. На мониторах отображается схема метро со всеми возможными пересадками сразу на несколько видов транспорта. При этом "Ласточку" успели высоко оценить сами пассажиры. Согласно результатам опроса ВЦИОМа, проведенного через год после открытия Московского центрального кольца, подавляющее большинство пассажиров отмечают, что их дорога стала быстрее (93% опрошенных) и комфортнее (98%). При этом наибольшее значение пассажиры придают безопасности, удобству маршрута, регулярности движения поездов, комфорту салона и времени в пути.
"Проект оказался очень востребованным, по нашим оценкам, до конца этого года на МЦК будет перевезено 120 млн человек. Первоначально наши поезда курсировали с интервалом шесть минут, сейчас же время сокращено до пяти минут, с середины следующего года они будут ходить каждые четыре минуты. В связи с этим понадобятся дополнительно десять поездов",— делится Александр Салтаев.
На заводе уже начинают разработки поездов, способных разгоняться до 200 км/ч
Во время экскурсии по предприятию журналисты стали свидетелями редкого события — выкатки поезда из цеха, который стал тридцатым и последним в 2017 году. Эта "Ласточка", как и многие другие, тоже "полетит" в Москву. Но прежде чем она встретит первых пассажиров, ее направят в сервисное депо, где пройдут пусконаладочные работы. Для того чтобы электропоезда работали бесперебойно и безаварийно, открыты современные сервисные площадки под Санкт-Петербургом, в Москве и в Адлере. После заводских цехов именно депо становится вторым домом для "Ласточек".
Согласно контракту, подписанному с РЖД, сервисное обслуживание 1,2 тыс. вагонов скоростных поездов, произведенных в России, будет осуществляться специалистами "Сименс" в течение 40 лет. К примеру, уникальным является депо "Подмосковная", где сервис налажен в режиме 24 часа в сутки, семь дней в неделю. Здесь создан центр обработки и анализа данных, получаемых при эксплуатации подвижного состава. Компания является пионером создания дата-центров в железнодорожной отрасли, позволяющих на основе поступающих в режиме реального времени данных автоматически прогнозировать техническое состояние составов, вырабатывать рекомендации для сервисных инженеров. Это является ярким примером начала цифровизации "Российских железных дорог". Цифровые технологии постепенно внедряются в транспортную отрасль страны, и, по мнению экспертов, именно такие технологии в ближайшее время станут основным трендом в машиностроении. Не станет исключением и железнодорожный транспорт.