Импортозамещение водоизмещением
компании
ЗАО "Мурмансельдь-2" — один из ключевых игроков рынка рыбодобычи в Северном рыбохозяйственном бассейне. Компания имеет собственный рыболовецкий флот и заказывает суда все большего тоннажа. В 2017 году начато строительство четырех супертраулеров — от прежних заказов этот отличается полным импортозамещением: он размещен на отечественной верфи и прокредитован Сбербанком. От того, как судостроители справятся с задачей, во многом будет зависеть судьба импортозамещения в гражданском судостроении в целом: рыбодобытчики уже готовы разместить у них более 50 заказов на постройку крупнотоннажных кораблей. При стоимости одного около €40-70 млн только первоначальные инвестиции могут составить более 200 млрд руб.
Первые корабли
Одной из первых рыбодобывающих компаний, разместивших заказ на российских верфях, стала ГК "Мурмансельдь-2" — один из ключевых игроков рыбодобычи Северного морского бассейна. Компания владеет собственным флотом и более двух десятков лет заказывает рыболовные суда на различных верфях. Становление бизнеса мурманского моряка Юрия Задворного началось в 1991 году с учреждения компании "Андромеда", занимавшейся производством и поставками клипфикса. Позже она и еще несколько юридических лиц были объединены в группу компаний "Мурмансельдь-2".
"Клипфикс" — норвежское слово, это треска солевого обезвоживания. Клипфикс может храниться вечно, а при погружении в любую жидкость — воду, вино или молоко — приобретает размеры настоящей трески и вкус, близкий к свежей рыбе. Продукт пользуется практически неограниченным спросом на мировом рынке, особенно в южных странах, где возможность хранения без холодильных установок имеет особенное значение.
Компания вместе со всей рыбной промышленностью переживала разные времена: от тяжелых 2001-2003 годов, когда большая часть квот в РФ продавалась на аукционах, до принятия закона "О рыболовстве", закрепившего исторический принцип распределения квот и долгосрочные правила игры на этом рынке. "Мы свои первые корабли начали строить, когда была еще аукционная система. Новые корабли позволяли выдерживать конкуренцию: чем новее корабль, тем эффективнее он работает. Например, существенную роль играла экономичность двигателя",— рассказывает гендиректор ГК "Мурмансельдь-2", капитан дальнего плавания, доктор экономических наук, профессор Юрий Задворный. Сейчас цена топлива в себестоимости эффективных рыболовецких компаний занимает 20-25%, а когда цена на нефть была на пике, доля доходила и до 50%, и новый корабль с экономичным двигателем мог сильно повлиять на бизнес.
Собственную флотилию группа начала формировать с 1992 года. Первым приобретением стал средний рыболовный морозильный траулер, заказанный на киевском заводе "Ленинская кузница". Инвестиции составили $1 млн. Это были серьезные деньги для не окрепшего еще бизнеса, но ни компания, ни ее акционеры не пожалели: уже через некоторое время завод поднял цены в два-три раза. Во многом поэтому следующий заказ судна в 2001 году пришлось размещать уже на Западе.
Становление импорта
Корпус 42-метрового траулера "Альмак" строился в Румынии, достраивался в Нидерландах. "Мурмансельди-2" не удалось найти на российских верфях нужных мощностей — кораблестроители еле выживали. А позже, когда поднялись на ноги за счет госзаказа, на него и были ориентированы. В результате, когда через десять лет группа пыталась договориться с крупной отечественной верфью, цена оказалась в полтора раза выше "импортной". Затраты на адаптацию судостроителей под гражданские заказы были слишком существенны для бизнеса без поддержки государства. Новый заказ пришлось размещать в Хорватии. В 2014 году на верфи Uljanik был спущен на воду траулер "Мирах". Длина — 64 м (на 22 м больше "Альмака"), экипаж — 40 человек. Корабль был оснащен по последнему слову техники и представлял собой практически плавучую фабрику. В сутки "Мирах" способен перерабатывать до 150 тонн рыбной продукции, емкость трюма — около 1 тыс. тонн. Но и обошлось его строительство недешево — в €26 млн, кредит предоставил норвежский банк.
Полное импортозамещение
На российском рынке группа работала со Сбербанком, где нашла наиболее адаптированные для сложных финансовых потоков рыболовецкого бизнеса программы. Как рассказывает Юрий Задворный, со Сбербанком компанию связывают давние партнерские отношения, резко расширившиеся в 2014 году.
Новый заказ "Мурмансельди-2", который по объему сопоставим со всеми предыдущими, компания полностью выполнит по программе импортозамещения. Четыре 70-метровых супертраулера с главным двигателем мощностью 5250 кВт, какие ставят на 100-метровых судах, взялись изготовить на заводе "Пелла" (г. Отрадное, Ленинградская область). Фактически это плавучие рыбоперерабатывающие заводы безотходного производства, что важно для экологии региона. В сутки траулер способен переработать 200 тонн сырья и выпустить 100 тонн мороженой потрошеной рыбы (в том виде, в котором она поступает в магазины), 20 тонн филе и 15 тыс. банок консервов, а из остатков производства — костей, чешуи и т. д.— произвести 7 тонн рыбной муки.
Строительство двух траулеров начато уже в сентябре, еще два должны быть заложены до конца текущего года. В 2014 году на заводе "Пелла" была открыта новая площадка под строительство. На ней и будут строиться траулеры "Мурмансельди-2". Кредитную линию под это гигантское производство открыл Сбербанк. Стоимость заказа составила €160 млн, из них €128 млн предоставляет банк.
"Для Сбербанка очень важно принять участие в стратегической программе правительства по обновлению флота рыболовных судов и насыщению внутреннего рынка продукцией высокой степени переработки. Именно в этих целях корпоративный блок разработал специальное отраслевое предложение, включающее полный набор действительно нужных клиенту продуктов: кредиты, гарантии, экспертиза проекта, подготовка инвестиционного плана и прочие. Мы меняемся вместе с рынком, постоянно совершенствуемся для того, чтобы говорить с клиентом на одном языке и обеспечивать ему качественный сервис",— говорит вице-президент Сбербанка Вячеслав Цыбульников.
Возможными такие инвестиции сделало вышедшее в мае постановление правительства N648 о закреплении за компаниями инвестиционных квот на вылов рыбы. Его реализация позволила развернуть отечественный рыболовецкий флот в сторону российской верфи. "Если бы не было программы инвестиционных квот, никто бы, кроме меня, корабли на российских верфях и не заказывал, наверное",— признает Юрий Задворный.
На августовском совещании по развитию рыбохозяйственной отрасли Дальневосточного федерального округа у Дмитрия Медведева российские рыбодобывающие компании заявили о готовности разместить более 50 заказов на строительство крупнотоннажных кораблей. Стоимость одного среднетоннажного траулера составляет около €40-70 млн, только первоначальные инвестиции могут составить более 200 млрд руб.
Моряк высокой квалификации
Когда все четыре траулера, заказанных "Мурмансельдью-2", будут построены, говорит Юрий Задворный, компания сможет обеспечить работой еще более 500 высококвалифицированных специалистов. "С заработной платой, которая считается самой высокой средней зарплатой в регионе,— порядка 100 тыс. руб. в месяц. А один человек в море семерых на берегу кормит — это не только семьи рыбаков, но и те, кто строит свой бизнес на взаимодействии с рыбодобытчиками",— отмечает он. В промысловых компаниях говорят, что для работы на современных судах отрасли нужны специалисты. Колледжи уже готовят таких матросов — это рабочая специальность, но современная техника по обработке рыбы требует квалификации. Тем не менее и здесь есть проблемы: к матросам рыболовных судов предъявляются требования как к матросам морского флота: умение стоять на руле, стоять у трапа и др. Но рыбодобывающим компаниям нужны те, кто умеет работать с орудиями лова и оборудованием на судне-фабрике. "Здесь и происходит нестыковка. В большинстве цивилизованных стран профессии моряка-рыбака и моряка-транспортника разделены",— сетуют участники рынка.