Так суд лишил

Алексей Улюкаев признан виновным и получил восемь лет

Замоскворецкий райсуд Москвы приговорил вчера к восьми годам строгого режима и штрафу в 130 млн руб. бывшего министра экономического развития Алексея Улюкаева. После четырехмесячного представления различных доказательств, включая взвешивание сумки до отказа набитой долларами, взаимных упреков и нападок, суд признал господина Улюкаева виновным в получении взятки в $2 млн от главы «Роснефти» Игоря Сечина. Став первым осужденным в России министром, господин Улюкаев все-таки избежал более сурового наказания — ему помогли ордена, которых, несмотря на требование гособвинения, подсудимого не лишила судья.

Алексей Улюкаев должен провести на строгом режиме восемь лет и заплатить 130 миллионов

Фото: Дмитрий Коротаев, Коммерсантъ

Несмотря на то что в ходе прений сторон прокурор запросил для подсудимого Улюкаева десятилетний срок, тот появился на итоговом заседании с небольшим портфелем, в который явно не влезли бы ни теплые вещи, ни предметы личной гигиены, которые могли понадобиться в СИЗО.

Подсудимый, настроенный весьма оптимистично, сообщил журналистам, что «надеется на оправдательный приговор», а затем на «долгую и счастливую жизнь». Поскольку заседание никак не начиналось, господин Улюкаев, как и в начале процесса, устроил импровизированную пресс-конференцию. Отвечая на многочисленные вопросы про работу в правительстве, экс-министр сравнил себя «с грязно-белой вороной», исключил даже возможность возвращения на госслужбу и, пожалев о прежнем лицемерии, заметил, что после начала уголовного преследования с него «большая часть коросты отвалилась». Год, проведенный под домашним арестом, господин Улюкаев назвал одним из лучших: «Сплю нормально, раздвоение личности исчезло». А на вопрос о своем отношении к ключевому свидетелю обвинения главе «Роснефти» Игорю Сечину (тот так и не появился в суде), отшутился цитатой героя фильма «Мимино»: «Кушать не могу». Получив от кого-то букет белых роз, господин Улюкаев сказал, что они, видимо, от его поклонницы. «Главное, чтобы жена не узнала»,— добавил экс-министр, явно довольный подарком. Вскоре последовал еще один — пришедшая в суд женщина в платочке сообщила, что на господина Улюкаева «сошел Господь», после чего «он покаялся и прозрел», и теперь она и ее ребенок, находящийся в Свято-Алексеевской пустыни, «за него будут молиться». «Между нами, я атеист»,— отреагировал на божью помощь подсудимый.

Как судили Алексея Улюкаева

“Ъ” вспоминает, как проходил судебный процесс

Смотреть

Через пару минут после начала заседания стало понятно, что оптимистичные прогнозы Алексея Улюкаева не оправдались. «Признать виновным в получении взятки в особо крупном размере с использованием служебного положения»,— негромко, но твердо произнесла судья Лариса Семенова. В течение почти трех часов она подробно перечисляла доказательства, собранные по делу, которые привели ее к выводу о виновности экс-чиновника.

Как следовало из приговора, 27 января 2016 года правительство РФ приняло решение о продаже принадлежащих государству 50,08% акций ПАО «Башнефть». 25 мая премьер-министр Дмитрий Медведев подписал распоряжение, в соответствии с которым государство выходило из уставного капитала этой компании. Господин Улюкаев, как отмечалось в приговоре, вначале отстаивал позицию, что госкомпании не имеют права участвовать в приватизации «Башнефти», и 10 августа, «в рамках служебных полномочий», направил правительству доклад, в котором требовал исключить «Роснефть» из числа претендентов на продаваемый госпакет. Однако, изменив затем свою позицию, тогдашний министр экономического развития Улюкаев одобрил сделку, и 12 октября «Роснефть» заключила контракт о покупке акций «Башнефти» за 329 млрд руб.

Топ-10 взяток России: кто больше

“Ъ” представляет десятку чиновников и правоохранителей, осужденных за рекордные взятки

Смотреть

Через три дня, находясь в индийском Гоа, где проходил саммит стран—участников БРИКС, Алексей Улюкаев, «заведомо зная об участии Сечина» в мероприятии и «используя свои должностные полномочия», потребовал от главы «Роснефти» взятку в $2 млн. О размере вознаграждения, как следовало из показаний бывшего вице-президента «Роснефти», генерала ФСБ Олега Феоктистова (он давал их в закрытом для СМИ режиме), они узнали, когда господин Улюкаев во время игры на бильярде показал два пальца. Деньги, считают в СКР, он требовал «в качестве благодарности» за положительное заключение, сделанное министерством. В случае невыполнения просьбы, зачитала судья, господин Улюкаев заявил господину Сечину, что будет воспрепятствовать дальнейшим сделкам компании.

Вернувшись в Москву, глава «Роснефти» обратился с заявлением в ФСБ, дав согласие на участие в оперативно-разыскных мероприятиях. 14 ноября 2016 года Игорь Сечин и Алексей Улюкаев договорились по телефону о встрече в офисе «Роснефти». «Продолжая реализовывать свой преступный умысел», экс-министр, как следовало из приговора, приехал в офис госкомпании на Софийскую набережную и, «осознавая последствия своего общественно-опасного деяния», «лично получил» от главы «Роснефти», «действующего в рамках оперативно-разыскных мероприятий», взятку в $2 млн. Затем выезжающую из офиса служебную BMW экс-министра с номером 007 блокировали оперативники ФСБ, изъяв из багажника иномарки сумку, в которой и находилась наличность. Ключ от сумки господин Улюкаев достал из кармана добровольно. При этом «на деньгах и руках чиновника были следы одинакового специального красящего вещества», отмечалось в приговоре.

Особое место в нем отводилось показаниям господина Феоктистова, взявшего деньги для оперативного эксперимента «у своего знакомого», и сотрудников ФСБ, которые разрабатывали спецоперацию по задержанию экс-министра.

«В судебном заседании Улюкаев вину не признал, утверждая, что в отношении него была совершена провокация»,— отметила судья, однако посчитала доводы, высказанные подсудимым и его адвокатами, лишь попыткой «избежать ответственности». Она отвергла и версию о том, что в сумке господин Улюкаев должен был получить вино, а не доллары.

Затем, перейдя к резолютивной части своего решения, судья отметила наличие в деле смягчающих вину господина Улюкаева обстоятельств. Ими были признаны несовершеннолетние дети и престарелые родители экс-министра, положительные характеристики с места работы, а также многочисленные благодарности и госнаграды. Гособвинение в ходе прений сторон требовало лишить господина Улюкаева орденов «За заслуги перед Отечеством» четвертой степени и Почета, однако судья не только оставила их бывшему чиновнику, но и использовала их для снижения затребованного прокуратурой наказания.

Господин Улюкаев был осужден на восемь лет колонии строгого режима, получив заодно запрет в течение восьми лет после отсидки занимать управляющие должности в органах госвласти, местного самоуправления, муниципальных учреждениях и госкорпорациях. При этом вместо штрафа в полмиллиарда рублей, запрошенного обвинением, на него было наложено взыскание в 130 433 400 руб. Арест на многочисленные объекты недвижимости экс-министра, а также его счета, автомобиль, слиток серебра и коллекцию монет из драгоценных металлов суд сохранил до того времени, когда осужденный оплатит штраф. Кстати, под обеспечительные меры попало имущество, оцениваемое почти в 560 млн руб.

Оставшиеся от подаренной господином Сечиным осужденному в офисе «Роснефти» корзинки с продуктами четыре бутылки красного вина «Усадьба Дивноморское» будут уничтожены вместе с сумкой, в которой передавались ему деньги. Окончание приговора Алексей Улюкаев дослушал, уже стоя в наручниках в клетке, куда его завели конвоиры. «Приговор мне понятен»,— заявил осужденный, назвав его несправедливым.

Гособвинитель Борис Непорожный после окончания процесса заявил, что доволен решением суда, которое соответствует тяжести преступления, совершенного господином Улюкаевым,— своим проступком он «дискредитировал государство». Адвокат Дареджан Квеидзе отметила, что у нее «нет слов», подчеркнув, что защита, «безусловно, будет обжаловать приговор».

Владислав Трифонов

Вся лента