«Для нас довольно смелый шаг — играть без дирижера»
Руководитель Дюссельдорфского симфонического оркестра — в интервью «Ъ FM»
В Концертном зале им. Чайковского прошел уникальный концерт — оркестр выступал без дирижера. Персимфанс — историческое явление в музыке, которое впервые было представлено в Москве в 1922 году как символ революционных идей. В год 100-летия революции вместе с российскими музыкантами солировали инструменталисты из Дюссельдорфского симфонического оркестра. О тонкостях совместного творчества в интервью обозревателю «Коммерсантъ FM» Марине Аржиловской рассказал его руководитель Михаэль Беккер.
— Это первый ваш концерт в России?
— Нет, Дюссельдорфский оркестр был не раз в Москве, поскольку российская столица и Дюссельдорф являются городами-побратимами. Но совместный проект с русскими музыкантами мы делаем впервые. И конечно, это по-настоящему грандиозное событие.
— Грандиозное в плане масштаба? Ведь концерт посвящен 100-летию революции.
— Безусловно, это историческое событие. Это своего рода историческая субстанция, которую мы вновь возрождаем и пробуждаем к ней интерес. И еще мы воскрешаем персимфанс как совершенно невероятное и уникальное событие. Для нас играть вместе с другим ансамблем — определенный вызов, и, конечно, для нас довольно смелый шаг — играть без дирижера.
— Вы совершенно справедливо заметили, что объединить два оркестра всегда довольно сложно, плюс у вас отсутствует дирижер. Скажите, каким образом удалось найти этот творческий компромисс, чтобы подстроиться под своих российских партнеров?
— Без дирижера играть несложно, просто это по-другому. На нашей первой совместной репетиции царил полный хаос. А феномен в камерной музыке заключался в том, что я должен был почувствовать, где именно основной музыкальный поток, на кого из музыкантов я должен ориентироваться, на кого обратить особенное внимание. И в ходе дальнейших репетиций выяснилось, что каждый музыкант — потрясающий инструменталист.
— Как вы оцениваете своих российских коллег по сцене? Может быть, вы увидели иной стиль?
— Они по своей сути все солисты, в хорошем смысле этого слова.
— Что из репертуара русской классической музыки вам наиболее симпатично?
— Российский композитор Лядов, который писал сочинения для фортепиано. Его главной идеей было показать, что русская музыка в большей степени строится на вокале.