"Интеллект как двигатель прогресса"
Конференция
Тенденции формирования и развития сектора интеллектуальных услуг в России, в том числе специфика управления, масштабирования, рекламы и брендинга бизнеса, стали главными темами II всероссийской межотраслевой живой конференции "Интеллектуальная услуга — 2017: управление интеллектуальным производством". Проект был задуман и впервые воплощен в прошлом году бизнес-дуэтом "Кубит" в лице Валерия Платонова и Павла Савченко. Событие 2017 года было организовано издательским домом "Коммерсантъ".
В начале XXI века "интеллектуальная" экономика в развитых странах мира приобретает реальные черты. Есть мнение, что уже к середине этого века только такие экономики и будут считаться передовыми в противовес "сервисным" и "индустриальным". И сектор интеллектуальных услуг уже становится системообразующим. Главный тренд очевиден и неизбежен, пришли к единому выводу участники конференции: если Россия не хочет в очередной раз оказаться вне глобального мейнстрима, в стране необходимо развивать интеллектуальный сервис. "Основу знаниеемкой экономики составляет производство знаний. Мы выделяем в новой экономике сектор k2b — knowledge to business, или дословно — "обслуживание бизнеса знанием". Сегодня представителям интеллектуального труда в бизнесе нужно осознать себя экономической силой — мы таких людей называем интеллектуальными капиталистами",— отметил Валерий Платонов, представляющий бизнес-дуэт "Кубит".
Сам сектор интеллектуальных услуг нельзя назвать кардинально новым: те же компании "Большой четверки" — это крупные международные игроки, оказывающие интеллектуальные услуги не один десяток лет. На российском рынке к сектору интеллектуальных услуг для бизнеса чаще всего относят услуги консалтинговых компаний.
Сейчас отечественный k2b переживает стадию переформатирования и переходит к новому этапу активного развития и роста. Отмечая общие черты всех интеллектуальных услуг в своем выступлении, профессор кафедры прикладной институциональной экономики МГУ Марина Дорошенко указывает на то, что они не могут быть тиражированы, то есть поставлены на поток. Конвейер в традиционном для производства смысле не только не способствует, но даже препятствует любым приложениям интеллекта от исполнителя. В массовом производстве интеллектуальных услуг есть некое базовое технологическое ядро, но особую роль играет оболочка, формируемая под конкретного заказчика, как раз и требующая приложения интеллектуальных усилий. А для обеспечения качества услуги принципиально важно активное содействие заказчика, точно знающего свои потребности и становящимся, по сути, вторым ее производителем, а также высокая профессиональная квалификация производителя услуги.
Интеллектуальная охота
Востребованность специалистов интеллектуальных профессий с каждым годом растет. Людей, обладающих высокой мотивацией и потенциалом, хорошим уровнем образования, умением достигать конкретных результатов, на открытом рынке труда не так много, и именно за них сегодня идет борьба. Директор HeadHunter по Северо-Западу Юлия Сахарова среди актуальных требований к специалистам интеллектуального труда в бизнесе выделяет навыки работы с IT-системами, большими данными, аналитикой, владение кроссфункциональными знаниями, способность работать на стыке отраслевой специфики, навыки разработки, продаж, продвижения продукта. По прогнозам, в течение следующих двух лет искусственный интеллект и Big Data начнут активно использоваться в измерении талантов сотрудников. Уже сейчас возрастает значение межотраслевой коммуникации, зарождаются новые профессии. "В 2012 году на HeadHunter было размещено всего семь вакансий для специалистов по изучению данных, а в 2017 году их насчитывается уже 650. По аналитике сайта hh.ru, сфера "IT, интернет, телеком" стабильно занимает второе место по количеству размещенных вакансий в Санкт-Петербурге — 16% от общего количества предложений о работе в третьем квартале 2017 года. При этом hh-индекс в октябре здесь равнялся 2,9 — то есть в среднем на одну вакансию приходится три резюме",— привела конкретные цифры госпожа Сахарова.
Дискуссионной темой стали вопросы управления интеллектуальным производством. Классический регулярный менеджмент, используемый в производственных бизнес-процессах, в производстве интеллектуальных услуг малоэффективен. Эксперты согласились, что для k2b-компаний необходимы более демократичные формы управления, в том числе широкие горизонтальные связи, новые форматы работы над проектами, доступность коммуникаций для сотрудников. При этом мотивация работников сферы интеллектуального труда во многом зависит от уровня развития корпоративной культуры и построения бизнес-процессов в конкретной компании, а не только от материального вознаграждения за труд. Важный аспект в управлении креативными кадрами — формирование пространства, уверен управляющий партнер PSB Group Станислав Толстой. Яркий пример — успех Google, где уделяют большое внимание проектированию рабочего пространства. Вместо уже уходящего в небытие классического open-space следует формировать уникальную среду для конкретной команды. "Есть мнение, что лучше креативить людей заставляет дискомфортная среда. Я считаю, что, возможно, это и подстегивает музу, но работать в такой обстановке гораздо сложнее",— уточнил господин Толстой.
Поймать волну
Перед сектором k2b открываются новые горизонты в знаниеемкой экономике. Но в широком спектре направлений не так просто выбрать прибыльное. Генеральный директор Data Fabric Сергей Исаев отметил, что продавать, например, консалтинговые услуги в России очень сложно, гораздо сложнее, чем на Западе: "Русский управленец считает себя самым умным, и уверен, что учить его не надо. Стандартное мнение: как можно заплатить серьезные деньги за работу человека, результат деятельности которого — бумажка с перечислением того, что плохо, что хорошо и что делать, чтобы стало лучше?"-- посетовал господин Исаев.
Множество "окон возможностей" для сектора интеллектуальных услуг госпожа Дорошенко видит в наметившейся мировой тенденции к реиндустриализации, одной из важных особенностей которой является так называемое "обрастание услугами". В новой экономике значительная, если не основная, доля добавленной стоимости приходится не на сам базовый производственный процесс, а на сопутствующие и последующие звенья цепочки добавленной стоимости: инжиниринг, IT-cервисы, управленческие практики, маркетинг, рекламу. И чем интеллектуальнее будут такие услуги, тем больше добавленной стоимости они смогут произвести.
Участники конференции обсудили также возможности и риски в развитии рынка интеллектуальных услуг. Станислав Толстой подчеркнул, что рынок будет расти за счет отдельных сегментов. Среди прорывных — например, рынок технологий цифровизации. При этом господин Исаев подтвердил востребованность интеллектуальных услуг как результата работы информационных систем, в том числе на волне "хайпа" вокруг искусственного интеллекта. "Системы создают добавочную стоимость существующим данным, могут обнаруживать что-то неочевидное, обозревая весь объем данных, что человеку недоступно, и это востребовано в самых разных областях",— рассудил господин Исаев. Так, в банковской сфере внедрение "умных" информационных систем снижает затраты на операционную деятельность за счет сокращения потребности в человеческом труде и ускорения работы. Рост в сфере интеллектуальных информационных систем за последний год трудно оценить в процентах: произошел знаковый скачок "от нуля до единицы". "Если раньше это были просто технологии и люди, которые ими занимались, то сейчас только-только начали формироваться кейсы, которые можно решить с помощью этих технологий. И бизнес, понимая, какие задачи можно решить с их помощью, какие средства сэкономить или заработать, подбирает эти системы для внедрения",— уверен Сергей Исаев.
Даже инертный государственный сектор все же вынужден приспосабливаться к требованиям времени, подчеркнула госпожа Дорошенко. Тенденция к постепенному отходу от индустриального конвейерного подхода стала заметной даже в таких традиционно консервативных отраслях, как образование и здравоохранение, и здесь открываются новые перспективы для взаимодействия государства и интеллектуального бизнеса.
Вопрос в упаковке
Вопросам брендинга, маркетинга, PR-сопровождения интеллектуальных услуг был отведен весь второй день конференции. В случае с интеллектуальными услугами зачастую очень сложно объяснить потенциальному покупателю, что за товар вы продаете и какова его ценность, рассказали участники дискуссии. "Компаниям необходимо научиться правильно доносить ценность услуги до потребителя, и эффективнее всего для этого применять профессиональные рекламные подходы",— прокомментировал креативный директор рекламного агентства "Золотое сечение" Никита Прядко.
Невозможно выделить особые уникальные инструменты в создании рекламы интеллектуальных услуг, отметили участники конференции. Прежде всего это анализ потребностей целевой аудитории плюс креативный подход к представлению услуги для потребителей. "В практике нашей компании показателен успешный кейс по продвижению образовательного проекта, завоевавший ряд профессиональных наград, с нестандартным подходом — тогда только начинались марафоны в социальных сетях. Он показал десятикратную эффективность в сравнении с бюджетом",— рассказал господин Прядко. Таким образом, креатив — это не про огромные расходы, а про то, как выжать максимум из каждого инструмента, даже из недорогой таргетированной рекламы. В случае с продвижением интеллектуальных услуг объем средств на рекламу не определяет ее результативность.
"Интеллектуальные услуги — продукт прежде всего очень структурный, требующий скрупулезного подхода как к стратегии, так и к реализации. Бренд — это не только набор ассоциаций и образ в сознании целевой аудитории, но и работающий бизнес, эффективный и имеющий перспективы развития. Он должен быть понятным, предсказуемым, способным к изменениям",— акцентировала внимание в своем выступлении генеральный директор Brandson Branding Agency, член совета АБКР Елена Юферева. В области интеллектуальных услуг фокус смещается с коммуникации, донесения преимуществ в сторону построения механизма непрерывной генерации этих преимуществ.
"В области производства интеллектуального продукта принципиальна ориентация на разработку бренд-платформы, в основе которой будет стратегическое видение собственников бизнеса, поскольку интеллектуальная услуга по своей сути — всегда взгляд с высоты птичьего полета. При этом бренд должен решать тактические проблемы не напрямую, в лоб, а через экосистему стратегических целей самого бизнеса. Сами коммуникации должны быть очень таргетированными, точно выверенными",— развила мысль госпожа Юферева.
Конференция прошла в формате полилога, форсайт-сессий и мастерских для совместной работы над кейсами — поиска решений и ответов "здесь и сейчас". Павел Савченко из бизнес-дуэта "Кубит" отметил, что такой подход к деловым мероприятиям сам по себе является ноу-хау для России, он должен задать новую волну для подобных событий. "Пора уходить от "мероприятий в черных носках" и переходить к формату разговора равных с равными, где каждый может стать спикером и обменяться с другими участниками знаниями и опытом",— дополнил его компаньон Валерий Платонов. Место проведения мероприятия было выбрано соответствующее — креативное пространство "Люмьер Холл" под сводами газгольдера XIX века. Организаторы планируют, что конференция станет традиционной: для России k2b — пока относительно новое направление, которое нужно популяризировать, объединяя представителей отрасли для живого обсуждения актуальных вопросов.