Топливный взлет
Цены
Стоимость авиационного керосина с начала 2017 года возросла по всей России в среднем более чем на 20%. Пулково не стало исключением, хоть в петербургском авиаузле рост был не таким активным. Подорожание горючего связано с увеличением пассажиропотока, ростом цен на нефть и сезонными факторами. При этом эксперты не исключают, что вслед за ростом стоимости авиакеросина перевозчики поднимут цены на билеты.
По данным, размещенным на сайте аэропорта Пулково, услуги по заправке воздушных судов авиатопливом в петербургском аэропорту предоставляют две компании — "Совэкс" и Shell & Aerofuels. Услуги оказываются в соответствии с российскими нормами и международными стандартами ИАТА, отметил эксперт-аналитик ГК "Финам" Алексей Калачев. При этом обеспечением авиатопливом в аэропорту занимаются три компании: ЗАО "Совэкс", филиал АО "Аэрофьюэлз" в Санкт-Петербурге, филиал "РН-Аэро" ("дочка" "Роснефти" в Петербурге). "Игроки крупные, рынок устоявшийся, новичкам на него проникнуть трудно",— считает эксперт.
Новая заправка для самолетов в Пулково появится к чемпионату мира по футболу в 2018 году. Ее стоимость оценивается в 4,5 млрд рублей. Проект реализуется в рамках государственно-частного партнерства. Инвесторами выступили ОАО "НК "Роснефть"", ПАО "Банк ВТБ" и ОАО "Аэропорт Пулково" (на 100% принадлежит Смольному). По планам консорциума "Воздушные ворота Северной столицы" (ВВСС, управляет Пулково), новый топливо-заправочный комплекс будет обеспечивать до 50% потребностей аэропорта. В состав комплекса входят два склада хранения топлива, топливопривод, пункт налива в аэродромные топливозаправщики и системы.
Независимый эксперт транспортной отрасли Алексей Тузов отметил, что запуск нового топливозаправочного комплекса может обеспечить конкуренцию цены и снизить стоимость авиакеросина, а также привлечь новые авиакомпании в аэропорт.
Качество на контроле
По словам Алексея Тузова, проблема некондиционного авиатоплива существовала всегда. Причинами могут быть недостаточная фильтрация авиакеросина, нахождение в нем посторонних примесей, перегонка топлива через некачественное оборудование. Тем не менее некондиционное топливо встречается редко, так как производство и реализация авиационного керосина — это достаточно узкий и специфичный рынок с небольшим числом производителей, посредников и топливно-заправочных комплексов. "В России зафиксировано небольшое число авиапроисшествий, причиной которых стало некачественное топливо. Один из немногих широко известных и подтвердившихся случаев заправки некачественным авиакеросином произошел в 2002 году, когда два "президентских" Ил-62 совершили вынужденную посадку в Актюбинске из-за "топливных проблем"",— напомнил эксперт.
Алексей Калачев отмечает, что с учетом того, какое значение придается обеспечению безопасности при пассажирских авиаперевозках, вряд ли кто-либо допустит в эту систему некачественное топливо. В частности, в компании "Роснефть Аэро" внедрена система качества авиатоплива, обеспечивающая получение продукта, соответствующего требованиям последней редакции ГОСТ (ТУ) и современным международным стандартам. Подобные системы имеют и другие участники рынка.
Цены только вверх
Алексей Калачев констатировал, что в 2017 году цены на все виды топлива в стране росли. По данным Росстата, средние цены производителей на реактивное топливо керосинового типа в октябре 2017 года были на 22,1% выше, чем в октябре 2016 года. Они соответствовали 30,4 тыс. рублей за тонну в среднем, отметил эксперт.
При этом, по его словам, поставщики и заправщики реализуют топливо авиакомпаниям с определенной наценкой. Так, текущие тарифы для российских авиакомпаний составляли (без НДС): у "Роснефть Аэро" для аэропорта Пулково — 40,2 тыс. рублей за тонну (с 16 ноября), у АО "Совэкс" — 42,2 тыс. (с 12 ноября), у АО "Аэрофьюэлз" — 40,2 тыс. (с 27 октября). По данным Росавиации, стоимость авиатоплива марки ТС-1 (является самым массовым для дозвуковой авиации, бывает первого и второго сорта), например у ЗАО "Совэкс", в ноябре по отношению к октябрю 2017 года увеличилась на 1950 рублей, или на 4,8%.
"По сравнению с началом 2016 года цена выросла более чем на 13%",— привел данные статистики Алексей Тузов.
В других аэропортах Северо-Западного региона (в Вологде, Пскове, Мурманске, Петрозаводске) стоимость топлива не выросла. С другой стороны, по данным Росавиации, рост в 11,9 и 7,4% соответственно показала стоимость авиакеросина в Череповце, где оператором является ООО "Авиапредприятие "Северсталь"", и в Калининграде в аэропорту Храброво у ЗАО "Авианефть".
Как ранее писал "Ъ", с начала 2017 года стоимость авиакеросина на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПб МТСБ) выросла почти на 30%, до 48 тыс. рублей за тонну, в Московском авиаузле — до 43 тыс. рублей. Сезонный рост спроса на авиатопливо сопровождается пропорциональным в процентном отношении восстановлением уровня пассажиропотока. Ранее в Минэнерго отмечали, что дефицита авиатоплива на рынке не наблюдается.
Между тем, по данным Минэнерго РФ, ближе к чемпионату мира по футболу стоимость авиакеросина будет только расти. Как рассказал замминистра энергетики РФ Кирилл Молодцов в рамках московской конференции по нефтепродуктам, в течение 2017 года спрос на топливо вырос на 25%, а в 2018 году ожидается прирост еще на 10%. Чиновник уверен, что спрос подстегнет и общее восстановление экономики. Замминистра прогнозирует, что по итогам 2017 года будет произведено 10 млн тонн топлива против 9,6 млн тонн в 2016 году.
Эксперты не исключают, что увеличение стоимости топлива скажется на росте цен на билеты, так как авиакомпании вынуждены будут закладывать растущие издержки в стоимость перелетов. При этом часть экспертов отмечает, что перевозчики приложат максимум усилий, чтобы сгладить рост цен, поэтому если он и будет, то несущественным. В основном подорожание ожидается на наиболее популярных направлениях.
"Считается, что стоимость керосина составляет около трети себестоимости пассажирских авиаперевозок. Но с ценами на авиабилеты она коррелирует слабо. На российском рынке авиаперевозок сложилась такая ситуация, что низкая мобильность населения и высокая конкуренция авиакомпаний заставляют их сдерживать цены на внутренние перевозки. Так, несмотря на рост цен на топливо в среднем на 20% год к году, средняя стоимость полета на 1000 км эконом-классом, по данным Росстата (если сравнивать октябрь 2017 года и октябрь 2016 года), снизилась по стране в целом на 4,5% (с 5489 до 5241 рубля), а в Санкт-Петербурге — на 14,8% (с 8409 до 7161 рубля)",— пояснил Алексей Калачев.
Больше пассажиров — дороже керосин
Увеличение стоимости топлива — это прямой тренд, говорящий о росте спроса на авиаперевозки.
По словам Алексея Калачева, потребление авиатоплива напрямую связано с объемами авиаперевозок. Ведь количество мест в салоне самолета ограничено, и рост пассажиропотока диктует рост числа рейсов. "Примерно в тех же пропорциях должно было вырасти потребление авиационного топлива. Если динамика роста авиаперевозок сохранится, то будет расти и рынок авиационного топлива",— добавил он.
По данным Росавиации, с января по октябрь российские авиакомпании обслужили почти 90 млн пассажиров, что на 19% больше, чем годом ранее. Пулково также показывает рост пассажиропотока. По данным на 1 декабря 2017 года аэропорт Петербурга обслужил 15 млн пассажиров. Этот показатель стал рекордным для Пулково: за всю свою историю аэропорт еще не принимал такое количество пассажиров. За десять месяцев 2017 года рост пассажиропотока составил более 23%.
"Примерно в тех же пропорциях должно было вырасти и потребление авиационного топлива. Если динамика роста авиаперевозок сохранится, то будет расти и рынок авиационного топлива",— считает господин Калачев.
"Восстановление потока пассажиров российских авиакомпаний в этом году уже привело к постепенному росту потребления авиакеросина на 4% по сравнению с 2016 годом. В связи с этим рынок авиатоплива в Санкт-Петербурге имеет все шансы на рост",— высказал свое мнение господин Тузов.