Минпромторг проследит за рыболовными судами
Ведомство приняло первый этап научной работы по созданию методики мониторинга
Минпромторг принял у Крыловского государственного научного центра (КГНЦ) первый этап научной работы по разработке методики мониторинга строительства рыбопромысловых судов на российских верфях. За время выполнения этапа, уместившееся в один месяц, КГНЦ успел сформировать предложения "по оптимизированному типоразмерному ряду судов рыбопромыслового флота РФ" и получить за это 15 млн рублей. Из этой суммы 4 млн рублей ушло на счета АО "Гипрорыбфлот", участвующего в работе в качестве субподрядчика и выполнившего свою часть работ за два дня. Вся научная работа обойдется федеральному бюджету в 41 млн рублей, ее разработка завершится в октябре 2019 года.
Акт сдачи-приемки первого этапа научной работы ("Мониторинг-РПФ") опубликован на прошлой неделе на портале госзакупок. Документы подписаны представителями Минпромторга (заказчик), КГНЦ (исполнитель) и "Гипрорыбфлота" (субподрядчик). Строительство рыбопромысловых судов в России началось вместе с внедрением федеральным правительством механизма инвестиционных квот, подразумевающего перераспределение действующих лимитов вылова рыбы в пользу тех рыболовных компаний, которые построят суда в России. Прием Росрыболовством заявок на инвестпроекты в рамках данной программы привел к размещению серийных заказов на калининградском заводе "Янтарь", Выборгском судостроительном заводе, Адмиралтейских верфях, Северной верфи, заводе "Пелла" и других предприятиях. Прием заявок завершился 7 декабря, теперь они должны пройти через межведомственную рабочую группу, которая и определит, какие проекты получат инвестквоты, а какие — нет. По мнению собеседников "Ъ" в судостроительной отрасли, механизм стал эффективной мерой поддержки заводов: предыдущие 25 лет рыболовные суда в России не строились, так как промысловые компании предпочитали закупать более дешевые подержанные суда на мировом рынке. Несколько компаний пополняли свой флот новыми судами, но строить их предпочитали на турецких и хорватских верфях, предлагающих более выгодные цены строительства.
Как объяснили в КГНЦ, Минпромторг нуждается в новой методике мониторинга, чтобы следить за качеством и скоростью строительства. Как говорят в Минпромторге, исследование необходимо для научного и методологического сопровождения обновления российского рыбопромыслового флота.
Контракт с КГНЦ на 41 млн рублей был заключен Минпромторгом 13 ноября по итогам тендера, в котором участвовали также петербургский Центр технологий судостроения и судоремонта (ЦТСС) и московский МГТУ имени Баумана.
Выполнение научной работы разбито на три этапа. Первый занял один месяц с даты заключения госконтракта, второй этап рассчитан на весь 2018 год: работа за этот период обойдется бюджету в 15 млн рублей. Третий этап продлится десять месяцев 2019 года, за него КГНЦ получит оставшиеся 11 млн рублей.
В течение первого этапа, за который и отчитался КГНЦ, победителем конкурса было создано ноль изобретений, промышленных образцов, баз данных или ноу-хау. Впрочем, этап и не предусматривал каких-либо целевых показателей и индикаторов. Для одобрения работы заказчиком КГНЦ хватило внести предложения по оптимизированному типоразмерному ряду рыболовных судов.
Из калькуляции фактических затрат, размещенных в открытом доступе, следует, что себестоимость выполнения этапа КГНЦ составила 9,53 млн рублей, прибыль центра составила 1,5 млн рублей. Кроме того, в качестве субподрядчика центр привлек к работам АО "Гипрорыбфлот" — научный институт, в советское время специализировавшийся на разработках в области рыбопромыслового флота. Год назад "Гипрорыбфлот" был приватизирован: АО "Росинжиниринг" заплатило за него государству 204 млн рублей. Согласно информации базы данных "СПАРК-Интерфакс", с апреля капитал предприятия принадлежит гражданам России, имена которых не раскрываются.
Получив 30 ноября заказ на свою часть работ, "Гипрорыбфлот" показал чудеса производительности и завершил их уже 1 декабря. За двухдневную работу "Гипрорыбфлот" получил 4 млн рублей. В справке-отчете, подписанной заместителем гендиректора "Гипрорыбфлота" по общим вопросам Матвеем Матвеевым, подчеркивается, что компания не использовала в своей работе "ранее созданные результаты интеллектуальной деятельности". В "Гипрорыбфлоте" не ответили на вопросы "Ъ". Собеседники "Ъ" в отрасли уверены, что сделать серьезную работу в такой срок невозможно — она была сделана заранее, до официальных процедур по подписанию дополнительного соглашения.
В Минпромторге утверждают, что опыт и накопленный массив данных "Гипрорыбфлота", полученные институтом за время существования, будет полезен в процессе создания условий для строительства рыбопромыслового флота. "В соответствии с действующим законодательством в сфере госзакупок и нормами гражданского права, привлечение соисполнителя к выполнению работ возможно по согласованию с заказчиком. При этом всю ответственность за исполнение госконтракта несет исполнитель",— подчеркнули в федеральном ведомстве. Вопрос дальнейшего участия "Гипрорыбфлота" в данной работе будет определяться в КГНЦ? после чего будет рассмотрен отраслевым департаментом министерства в установленном порядке, заключили в пресс-службе ведомства.