Английский не готов к ЕГЭ
Родители не верят качеству школьного преподавания иностранного языка
Как выяснил “Ъ”, семьи школьников тратят ежегодно от 22,5 тыс. до 54 тыс. руб. на дополнительные занятия с репетитором по английскому языку. Это видно из результатов исследования одной из образовательных компаний, проведенного в ряде российских регионов. Напомним, с 2022 года ЕГЭ по иностранным языкам станет третьим обязательным экзаменом для всех выпускников российских школ, при этом 77% российских родителей считают уровень школьного образования по этому предмету недостаточным. Чиновники настаивают на обратном. Эксперты уверяют: нынешнего объема школьной программы хватает, чтобы набрать минимальный балл на госэкзамене, а репетиторство, как правило, приносит пользу только ученикам, которые и так показывают высокие результаты.
Стоимость дополнительных занятий по английскому языку при подготовке к сдаче ЕГЭ достигает 54 тыс. руб. в год, по данным экспертов онлайн-школы английского языка Skyeng. Как следует из результатов исследования компании (есть в распоряжении “Ъ”), в Москве семьи в среднем тратят 6 тыс. руб. в месяц за подготовку к сдаче выпускного экзамена по английскому. В Санкт-Петербурге и Екатеринбурге эта сумма составляет 4 тыс. руб. В Уфе, Волгограде и Воронеже родители платят за занятия с репетитором 3,5 тыс. руб. в месяц, на 500 руб. меньше отдают родители в Нижнем Новгороде, Челябинске и Самаре. Согласно исследованию, меньше всего тратят родители из Перми — 2,5 тыс. руб. в месяц.
В итоге за учебный год в разных регионах страны дополнительное обучение обходится родителям в сумму от 22,5 тыс. до 54 тыс. руб.
При этом за индивидуальный урок с русскоязычным преподавателем родители готовы заплатить от 530 до 860 руб., а с носителем языка — от 720 до 1030 руб. Всего в опросе участвовали 2500 родителей школьников из разных регионов России.
«Очень часто родители вникают в суть экзамена и требуемое количество баллов для поступления только весной, за два-три месяца до экзамена, поэтому популярностью пользуются экспресс-курсы, “ЕГЭ-инкубаторы” и аналогичные короткие программы»,— прокомментировала “Ъ” результаты исследования руководитель курсов для школьников школы Skyeng Анна Анащенко. Как сообщал “Ъ” в июле 2017 года, согласно результатам другого исследования компании, 77% родителей считают школьное образование по английскому языку недостаточным для успешной сдачи ЕГЭ и готовы выделять дополнительные денежные средства на подготовку к сдаче выпускных экзаменов.
Напомним, согласно планам Минобрнауки, с 2022 года ЕГЭ по иностранному языку станет обязательным для всех школьников. В 2015 году об этом впервые заявил Дмитрий Ливанов, который занимал тогда пост министра образования. В мае 2017 года инициативу подтвердила действующий министр Ольга Васильева. В ряде регионов обязательный ЕГЭ по английскому языку введут в пробном режиме с 2020 года. Чиновники неоднократно подчеркивали: существующих объемов школьной программы достаточно для успешной аттестации по любому предмету. С этим согласна и учитель английского языка московского лицея №1535 Ольга Братерская, которая подчеркивает, что доступ к огромному количеству ресурсов и учебных пособий также может помочь для подготовки к сдаче выпускных экзаменов. «Любое углубленное изучение, будь то физкультура или английский язык, естественно, гарантирует более высокие баллы»,— сказала “Ъ” госпожа Братерская.
Существующих часов школьной программы ученикам достаточно, чтобы набрать лишь минимальный балл, считает председатель федеральной комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ по иностранным языкам Мария Вербицкая. Ранее эксперт рассказала “Ъ”, что недовольство родителей уровнем школьной программы касается именно учителей: «Многие учителя до сих пор ведут урок в рамках “прочитай—переведи”», в то время как выпускные экзамены проверяют «реальное владение иностранным языком».
Занятия на курсах подготовки к сдаче экзаменов в среднем имеют положительный, хотя и очень небольшой эффект для детей, которые и так показывают высокие образовательные результаты в школе, говорит руководитель Международной лаборатории анализа образовательной политики Института образования НИУ ВШЭ Андрей Захаров: «Как правило, эти дети собираются поступать в вузы с более высокими вступительными баллами. Для этого им необходимо добрать на экзамене один-три балла к тем, которые они набирают и без дополнительных занятий». По его словам, у детей, которые плохо учатся на протяжении нескольких лет, вероятно, образуются слишком большие пробелы в знаниях, которые очень сложно закрыть на занятиях с репетитором или на курсах. «Это не значит, что родители перестанут вкладываться в дополнительное образование детей. И это хорошо для детей, потому что всегда найдутся те учащиеся, которым такие занятия помогут улучшить результаты»,— заключил господин Захаров.
В апреле 2017 года Рособрнадзор представил результаты национального исследования качества образования школьников, из которых следует, что «общий уровень освоения иностранного языка в пятом классе — тройка с плюсом, в восьмом классе — тройка с минусом».