«Важно формировать комфортную городскую среду»

– На ноябрьском заседании городской Думы был рассмотрен главный финансовый документ Перми. Проект бюджета на 2018–2020 годы остается бездефицитным. Эксперты заявляют о возможности развития города без привлечения кредитных источников. Так ли это?

– У нашего города нет муниципального долга. С одной стороны, это хорошо. Тем не менее, может быть, именно сейчас самое время выйти из зоны комфорта и намеренно сделать бюджет дефицитным? В этом случае у всех нас есть шанс увидеть положительные изменения в городе. На мой взгляд, без заемных средств обеспечить новый виток в развитии Перми невозможно, собственных доходов бюджета для этих целей недостаточно. Сейчас все мы хотим, чтобы в Перми происходили качественные изменения: создавалась уютная городская среда, формировалось комфортное пространство для жизни.

Существует так называемый индекс качества городской среды. Из 300 баллов у нашего города лишь 103, и плохая характеристика состояния городской среды. В числе пятнадцати крупнейших городов с численностью населения от 1 млн человек Пермь на предпоследнем месте. Это не оценка, это констатация потребности в изменениях, воплотить в жизнь которые вполне реально.

– Вопрос ведь не только в количестве квадратных метров отремонтированных дорог, отвечающим нормативным требованиям?

– За последние пять лет доля автодорог, которые отвечают нормативным требованиям, увеличилась. Вместе с тем в 2017 году для обработки дорог мы продолжаем использовать пескосоляную смесь и техническую соль галит, которые превращаются в грязь. Сейчас разработаны и реализуются программы, цель которых заключается в повышении уровня благоустройства. По факту получается, работа идет повсеместно, но по чуть-чуть. Функциональные и территориальные органы отчитываются об отремонтированных объектах, количестве квадратных метров и исполнении бюджета. Вот только общая картина не складывается. Качество жизни в городе принципиально не меняется. Мы тратим деньги, а результат замечаем не всегда. Потому что благоустройство – это не только ремонт улично-дорожной сети. Надо работать над созданием нового пространства, а не просто менять асфальт и плитку на тротуарах.

– Для радикальных изменений нужен бюджет. Кроме кредитов, есть другие источники финансирования?

– Один из источников финансирования городских проектов по благоустройству – дальнейшее развитие политики платных парковок. Больше года эта концепция действует в Перми. На что идут деньги, мне непонятно ни как депутату гордумы, ни как жителю. Система должна быть прозрачной и доступной. Каждый пермяк должен осознавать, сколько денег поступило в бюджет, на что их потратили. А вот тратить как раз и нужно на благоустройство и развитие городских улиц. Передавать деньги в тот или иной район, а адреса согласовывать с жителями и депутатами.

– Что город может благоустроить на эти средства?

– В первую очередь здесь важно не что благоустраивать, а как. Потребность в создании дизайн-кода для малых архитектурных форм есть. Нужны муниципальные стандарты – единый стиль в оформлении остановочных комплексов, адресников на зданиях, лавочек, урн, опор освещения.

– В чем вы видите основную проблему в подходах к созданию удобного и уютного города?

– Проблема нашего города в том, что мы подстраиваем его под автомобильное движение. Надо делать наоборот – встраивать автомобили в существующий ландшафт, сокращать расстояния и потребность перемещаться на личном автомобиле. Взять микрорайон Ива. Садовый рядом, но в то же время на общественном транспорте выехать оттуда в центр довольно сложно.

Важно формировать комфортную городскую среду. Нужно лишь определить приоритеты, разработать ключевые проекты, а затем поэтапно приступить к их реализации. При этом последовательно и в комплексе оценивать все выполненные мероприятия, а не процентное выполнение. В первую очередь надо работать над созданием компактного города – использовать то, что уже есть, и не увеличивать «пятно застройки». Полуразрушенных и полузабытых территорий, в том числе и промышленных, в нашем городе немало. А еще достаточно вдуматься в то, что около 18% застроенных территорий Перми занято гаражами. Начинать необходимо с формирования крепкого центра.

– Насколько справедливо, что центр всегда в приоритете?

– Центр – это всегда место притяжения. Сюда выбираются в выходные, ежедневно ездят на работу. Дневное население центральной части Ленинского и Свердловского районов увеличивается в пять раз. Он связан с районами тремя-четырьмя дорогами, на всем протяжении которых на том или ином участке возникают пробки. Строительство дорог и увеличение количества полос не решат проблему пробок. Отремонтировали улицы Героев Хасана и Макаренко, но где заторы были, там они и остались. Свободно там можно проехать, пожалуй, лишь в воскресенье утром. Ситуация осложнена еще и тем, что Пермь – двубережный город.

– Если построить третий мост, проблема сообщения между правым и левым берегом Перми может быть решена?

– Строительство третьего моста через Каму не решит проблему создания благоприятных условий. В этом вопросе требуется другой подход. Например, надо ограничивать въезд в центр города на индивидуальном транспорте, расширять зону платной парковки, организовывать пересадочные узлы на общественный транспорт. Создавать пространство, удобное для пешеходов, велосипедистов и меньше внимания уделять автомобилистам. Комфортную городскую среду можно создать только в том случае, если планировать ее для людей, а не для машин. В ближайшие пять лет у Перми даже есть повод, а именно трехсотлетие города.

Вся лента