Такой непостоянный биткойн
С какими проблемами можно столкнуться, желая заработать на ажиотаже
18 декабря Чикагская товарная биржа начала торговлю фьючерсами на биткойн. Курс криптовалюты в воскресенье пробил отметку в $20 тыс., в понедельник опустившись до $18,5 тыс. 11 декабря аналогичный инструмент предложила инвесторам другая площадка — Чикагская биржа опционов. Старт торгов привел к взрывному росту монеты: накануне открытия биткойн стоил меньше $14 тыс., а фьючерсы на торгах за считанные часы подорожали на четверть. Спрос со стороны крупных инвесторов вызвал также прилив интереса к рискованному активу у трейдеров-любителей. С какими проблемами можно столкнуться, желая заработать на ажиотаже, рассказывает Татьяна Гомозова.
Основные два вопроса, которые беспокоят начинающего криптоинвестора — как начать и что мне за это будет. С первым все достаточно просто: купить монеты можно за пять минут через смартфон — в бот-обменнике мессенджера Telegram. Можно посмотреть предложения, выбрать подходящий курс, способ оплаты — карта, электронные деньги, — перевести деньги продавцу, получить койны и отправить их в специальное приложение — кошелек. Копить необязательно: криптовалюты продаются десятыми, тысячными — и так далее — долями. В одном из популярных обменников минимальная сумма покупки — от 200 руб. Но переплата вместе с комиссией может доходить до 10%.
Сооснователь фонда Nakamoto Capital Николай Ермаков утверждает, что через криптофонды обычно можно купить монеты с переплатой в 4–5%. После чего надо выбирать стратегию преумножения и, собственно, биржу, куда заводить криптовалюту: «Человек может купить и хранить все на долгосроке или активно торговать на бирже. Есть ряд легальных американских бирж, у которых есть лицензия. У сингапурской биржи BitFinex даже был кейс, где у нее своровали деньги, но она своим пользователям их вернула».
Разобраться с биржами не так сложно, поскольку это, в сущности, сайты с регистрацией и электронным кошельком. На некоторых есть даже тренировочные демо-счеты. При этом даже на лучших биржах переводы с кошелька или на кошелек могут идти несколько дней, а порой и больше, что при волатильности курса грозит потерями. Но если удастся сорвать банк, с этого дохода не придется платить налоги — по крайней мере, пока. Учредитель «Российской ассоциации криптовалют и блокчейна» адвокат Александр Трещев уверяет, что, поскольку соответствующий закон не принят, криптоспекулянты никак не могут интересовать правоохранителей: «Было несколько попыток прокуратуры вмешаться, но правовой статус, безусловно, не определен, доктрина российского правосудия говорит о том, что то, что не запрещено, то разрешено. Можно делать все в рамках действующего закона. Пока вы не вторгаетесь, скажем, в какие-то незаконные транзакции, то вас преследовать не могут, а если кто-то попытается возбудить дело, то, конечно же, оно никогда не дойдет до суда».
Но все это означает и то, что все криптоинвесторы действуют на свой страх и риск — защитить их закон тоже не может, подчеркнул экономический обозреватель «Коммерсантъ FM» Олег Богданов: «Нерегулируемость рынка, незащищенность инвесторов, абсолютная непрозрачность всех этих бирж. Отсюда мы видим, что в Чикаго с фьючерсом, который появился 11 декабря, в первый день наторговали $60 млн — такой оборот был. Для сравнения, фьючерсом на нефть торгуют в размере $400 млрд в сутки; на следующий день объем торгов упал больше, чем в 10 раз. Системный риск этих транзакций превышает прелести всей этой доходности, и это очень яркий сигнал, говорящий о том, что рынок очень нездоров».
Так что и теперь, когда с криптовалютами начинают официально работать институциональные инвесторы, это все еще довольно сложный способ заработать. На прошлой неделе житель Москвы попытался купить биткойны с рук в кафе. В результате его ограбили почти на 24 млн руб. в долларах и евро.