Дед Мороз позвонит
Сколько бизнес платит за участие в новогодних ярмарках
В Москве на этой неделе откроются новогодние ярмарки. Как сообщил в интервью «Коммерсантъ FM» руководитель департамента торговли и услуг города Алексей Немерюк, фестиваль «Путешествие в Рождество» станет крупнейшим в Европе и соберет предпринимателей из 16 стран и 40 регионов России. При этом город, как выясняется, на этом не зарабатывает. Площадки для торговли выделяются бесплатно, но на основе конкурса. А этим, как говорят источники «Коммерсантъ FM», активно пользуются черные брокеры, которые перепродают их. Как попасть на топовые новогодние ярмарки и сколько стоит субаренда палатки у стен Кремля, выясняла Аэлита Курмукова.
На новогоднее украшение Москвы мэрия в этом году потратила почти 930 млн руб., что на 30% меньше, чем в 2016-м — это официальная информация. Правда, год назад журналисты насчитали, что на праздничное оформление города ушли 7 млр. Сколько из этого выделяется на организацию мест под ярмарки — неизвестно.
При этом география рождественского фестиваля стала вдвое шире. Город выделил 83 площадки, сообщил в интервью «Коммерсантъ FM» глава департамента торговли и услуг Москвы Алексей Немерюк: «Мы предоставляем площадку бесплатно. Единственное, есть все-таки конкурс на лучшую концепцию, на интересный товар или оригинальное меню для новогодних фестивалей. Сначала рассматриваются предложения, и после этого оргкомитет принимает решение, где он может предложить тому или иному предпринимателю встать со своим товаром».
Заявки на участие в новогодней ярмарке подавались еще в ноябре. При этом с ответом оргкомитет тянет до последнего и дает его за неделю до начала, так что предприниматели до последнего находятся в подвешенном состоянии. А нужно еще оформить саму палатку, перевезти товар и найти продавцов. Как и кому отдают самые востребованные площадки с высоким турпотоком — у Кремля, Театральной площади, на бульварных кольцах, — остается загадкой. Но, в отличие от прошлого года, в этом оргкомитет предложил претендентам несколько точек на выбор, сообщила директор компании «Русские сезоны» Алиса Кронберг: «Нам позвонили из ГБУ «Московские ярмарки» и сказали, что мы прошли. У нас есть Камергерский переулок и вторая площадка как бы в нагрузку — нам достались Кузьминки, но официального подтверждения и приглашения на собрание еще не было. Тендер проводится без нашего участия, я думаю, никто не знает, кто и как нас отбирает».
По словам Кронберг, такой звонок — уже гарантия, что ее компания на 99% получит торговую точку. Так было и в прошлом году, когда за неделю до рождественской ярмарки ей выделили место на Кузнецком мосту бесплатно. С одной стороны, это хорошо для бизнеса, особенно малого. Но с другой, аттракцион небывалой щедрости от городских властей дает «зеленый свет» черным брокерам, которые подают сразу несколько заявок на участие в фестивале. И отследить сдачу бесплатных палаток в субаренду практически невозможно, считает президент Ассоциации малоформатной торговли Владлен Максимов: «Любой дефицитный бесплатный ресурс люди норовят продать, на месте им заведуют. Поэтому я даже не говорю конкретно про Москву, вообще это так бывает. Выходом из этого всего должна стать такая ситуация, когда торговых площадок, открытых по Москве, станет много, но с этим проблема».
Если вы не прошли тендер, шанс встать со своим товаром даже у стен Кремля у вас остается. Источники «Коммерсантъ FM» рассказывают, что черные брокеры перепродают свои бесплатные места в центре за 5 тыс. руб. в день. Рождественский фестиваль в Москве идет 24 дня. Прибыль с одной точки, которая досталась даром — 120 тыс. руб. А таких палаток может быть несколько.
Фестиваль начнется в эту пятницу и продлится до 14 января. До этого времени будут открыты рождественские ярмарки и в моллах. Как сообщили «Коммерсантъ FM» в компании Retail Profile Russia, столичные торговые центры, в зависимости от локации, предлагают площадки от 100 до 700 тыс. руб. на весь период. В Санкт-Петербурге место на ярмарке обойдется арендатору в 500 тыс. руб. без права субаренды.