«Российским офицерам все запрещали, постоянно навязывали новые правила поведения»
Представитель командования ДНР — о выходе России из центра контроля в Донбассе
Российские офицеры-наблюдатели покинут Донбасс уже во вторник, говорится в официальном заявлении МИД России. Российские военные входили в состав совместного центра контроля режима прекращения огня и следили за нарушениями на линии соприкосновения. Офицеры также выступали посредниками между Украиной и самопровозглашенными республиками. В МИД России пояснили, что украинская сторона «сознательно создавала напряженную морально-психологическую обстановку» для российских офицеров. Как уход российских наблюдателей повлияет на ситуацию в зоне конфликта? Заместитель командующего оперативным командованием так называемой ДНР Эдуард Басурин заявил «Коммерсантъ FM», что это может дестабилизировать обстановку.
— Россия заявила, что с 19 декабря выходит из центра контроля режима прекращения огня в Донбассе. Что это может означать?
— Это может означать, что украинская сторона никак не хочет идти на контакт, взаимодействовать как с Российской Федерацией, так и с нами в вопросе урегулирования.
— Как это может повлиять на режим прекращения огня, на ситуацию?
— Тут трудно что-либо прогнозировать. Офицеры Российской Федерации, которые были в этом совместном центре, полностью сделали координацию, все вопросы проходили через них. Украинская сторона напрямую с нами в 2014 году еще контактировала, а начиная с 2015-го отказалась напрямую контактировать. Поэтому все это делалось через Российскую Федерацию — восстановление, ремонтные работы, работа с ОБСЕ проходила через представителей Российской Федерации. И пока непонятно, как будут дальше события развиваться. Наш координационный центр остался с нашей стороны. И все зависит от того, пойдет ли украинская сторона на контакт с нами.
— Какими проблемами занимался совместный центр?
— Основное — мониторинг ситуации, вопросы прекращение огня, через них это все происходило. Они фиксировали нарушения, непосредственно через них происходила остановка огня. Вторая часть — это гуманитарные вопросы: восстановление разрушенных объектов жизнеобеспечения. Любые ремонтные работы проходили по согласованию именно представителей ЦКК, в их непосредственным присутствии. Плюс, они собирали факты преступлений всех сторон. Если кто-то открывал огонь, они все фиксировали и в докладах писали. Это был четырехсторонний процесс — Украина, Россия, ДНР и ЛНР.
— МИД России указывает, что решение связано, в том числе, с позицией, с поведением представителей Украины, вы согласны?
— Российским офицерам все запрещали, постоянно навязывали какие-то новые правила поведения, нахождения — это фактически был концлагерь.