Москва и Дамаск откроют бизнес-фронт
Смогут ли российские компании зарабатывать в Сирии
Москва может рассчитывать на финансовую отдачу от военной операции в арабской республике. Как заявил вице-премьер Дмитрий Рогозин по итогам рабочего визита в Дамаск, российские компании имеют моральное право на это. Кроме того, по словам чиновника, восстанавливать сирийскую экономику необходимо как можно скорее. Как Россия может заработать в Сирии? Об этом — Владимир Расулов.
11 декабря Владимир Путин приказал вернуть из Сирии большую часть российского воинского контингента. И вот уже через неделю вице-премьер Дмитрий Рогозин заявляет, что даже после победы над террористами в этой стране продолжатся передел сфер влияния и «война за умы», поэтому надо побыстрее начать восстановление сирийской экономики. Стороны добились важных договоренностей, благодаря которым достигнутый военный успех будет подкреплен долгосрочной ориентацией Сирии на Россию и российский рынок, добавил Дмитрий Рогозин: «Здесь мы деньги не теряем, мы их будем совместно с сирийцами зарабатывать, а сирийская сторона свою часть будет вкладывать в восстановление экономики».
Среди потенциальных совместных бизнес-проектов Дмитрий Рогозин упомянул крупные нефтедобывающие объекты, восстановление железных дорог и электроэнергетики. Российские компании, действительно, могут заработать на строительстве сирийских электростанций, а также на нефтепереработке, говорит ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. Страна нуждается в бензине и мазуте для восстановления автодорог. Но вопрос безопасности в Сирии остается открытым, и нормально там смогут работать лишь государственные компании, считает эксперт: «Прежде всего, это "Ростех", который довольно близок к силовому блоку и сможет довольно легко договорить с военными о том, чтобы те обеспечивали безопасность работы. Компания вполне может строить нефтеперерабатывающие заводы. В газовой сфере, естественно, к работе может подключиться "Газпром". В нефтяной — "Роснефть"».
США, которые соперничают с Россией в антитеррористической борьбе, серьезных экономических позиций в Сирии не имеют. Правда, они могут наложить санкции на компании, которые сотрудничают с режимом Башара Асада. Но все же основную конкуренцию на экономическом поле России в Сирии составят другие страны, подчеркивает востоковед, профессор Института стран Азии и Африки МГУ Владимир Исаев: «Прежде всего, это Китай, который сможет занять свою нишу в основном на инфраструктурном и текстильном рынках. Это Иран, который будет продолжать поставки нефти на перерабатывающие предприятия. И это Европа, прежде всего Франция и Италия, которые, во всяком случае, до войны покупали всю экспортную сирийскую нефть».
По оценке Владимира Путина, Россия в прошлом году потратила на операцию в Сирии 33 млрд руб. Пока остается только догадываться, как быстро госкомпании смогут отбить эти деньги, восстанавливая арабскую республику.
Ранее Дамаск предложил РЖД поучаствовать в восстановлении железной дороги в Сирии. Речь идет об участке длиной в 290 км от портового города Тартус до фосфатных рудников на востоке страны. Как сообщил источник РБК в российской компании, она изучает инфраструктурные проекты в Сирии, но решений по ним пока не принято.