Беженцам рохинджа некуда возвращаться
Власти Мьянмы сжигают оставленные ими деревни
По данным организации Human Rights Watch, власти Мьянмы продолжают сжигать деревни, оставленные бежавшими от волны насилия в Бангладеш мусульманами-рохинджа. Дома рохинджа уничтожаются даже после того, как власти Мьянмы и Бангладеш подписали соглашение о возвращении беженцев домой.
По данным международной организации Human Rights Watch (HRW), анализ спутниковых снимков районов в штате Ракхайн, населенных преимущественно мусульманами-рохинджа, показывает, что их деревни продолжают уничтожаться. С конца августа, когда в Мьянме поднялась волна насилия против мусульман-рохинджа, по оценкам Human Rights Watch, были сожжены или разрушены 354 деревни. И четыре деревни рохинджа были уничтожены уже после подписания соглашения между властями Мьянмы и Бангладеш о возвращении беженцев на родину. То есть власти Мьянмы давали указание на уничтожение домов, зная, что рохинджа должны в них вернуться.
В 30-страничном докладе Human Rights Watch подробно анализирует положение мусульман-рохинджа, вынужденных бежать в Бангладеш от волны насилия со стороны властей Мьянмы. По данным организации, число беженцев рохинджа в Бангладеш превысило 645 тыс., и живут они там в невыносимых условиях, в переполненных лагерях, в антисанитарных условиях, голодают, умирают от болезней. Но еще хуже положение тех рохинджа, которые не смогли или не захотели бежать из родных мест. По данным организации «Врачи без границ», только за один месяц с 25 августа в Мьянме были убиты не менее 6,7 тыс. человек. В качестве примера HRW приводит деревни Тула-Толи и Дуал-Толи, которые были уничтожены полностью. Все 746 домов в них были сожжены. Жители — около 2 тыс. человек — пытались спастись, перебравшись на другой берег реки, но удалось это не всем. По словам выживших очевидцев, военные убивали жителей и, чтобы скрыть убийства, выкапывали ямы и сжигали там тела убитых. Многие жители сгорели в собственных домах.
Убийства, массовые расправы и изнасилования, как утверждает HRW, продолжаются и сейчас. На имеющихся у организации спутниковых снимках видно, что уничтожаются именно деревни рохинджа, в то время как соседние с ними деревни, населенные не мусульманами, остаются целыми. При этом армия Мьянмы регулярно сообщает о том, что кампания насилия не ведется и жертв среди населения нет. «Уничтожение бирманской армией деревень рохинджа уже после подписания соглашения с Бангладеш о репатриации беженцев показывает, что взятые на себя властями Мьянмы обязательства по безопасному возвращению рохинджа были всего лишь PR-ходом,— заявил директор азиатского отделения HRW Брэд Адамс.— Спутниковые снимки показывают то, что армия Мьянмы отрицает: деревни рохинджа продолжают уничтожаться. К обещаниям властей Мьянмы гарантировать безопасное возвращение рохинджа нельзя относиться серьезно».