От гордости до гражданской ответственности
Политолог Валерия Касамара о плюсах и минусах законодательного регулирования патриотического воспитания
В ноябре группа депутатов «Единой России» внесла законопроект «О патриотическом воспитании в Российской Федерации». С одной стороны, подобный законопроект — естественный этап государственной монополии на патриотизм. В 2011 году начала работать первая государственная программа по патриотическому воспитанию граждан, в 2016-м — вторая. В 2016 году патриотизм был объявлен Владимиром Путиным национальной идеей. За это время появились масштабные патриотические фильмы «Сталинград» (2013), «Легенда номер 17» (2013), «Битва за Севастополь» (2015), «28 панфиловцев» (2016).
С другой стороны, целесообразность его принятия вызывает большие сомнения. Ни одна страна мира законодательно не регламентирует, как нужно любить Родину. Да, есть законы, посвященные уважительному отношению к государственной символике. Например, сейчас в Китае как раз обсуждается законопроект, согласно которому граждан КНР за неуважение к флагу страны будут наказывать лишением свободы на срок до трех лет. В российских СМИ, кстати, китайский законопроект уже окрестили законопроектом «о патриотическом воспитании». Но патриотическое воспитание и наказание за надругательство над флагом (в России за это предусмотрено до года тюрьмы) надо все же разводить.
«Патриотическое воспитание» — сугубо российская конструкция, сложно переводимая на международные языки. Так, Оксфордский словарь предлагает словосочетание «patriotic education», но используется оно достаточно редко. Немецкое «patriotische Erziehung» можно встретить преимущественно в статьях о России. Иностранные языки просто не способны передать все многообразие смыслов, которое вложили в это словосочетание инициаторы законопроекта. Патриотическое воспитание — это «систематическая и целенаправленная деятельность, основанная на социокультурных, духовно-нравственных ценностях и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, которая направлена на развитие личности, создания условий для самоопределения и социализации граждан, формирования у них патриотического сознания, чувства верности России, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Отечества».
Воспитывать патриотизм можно разными способами. Ключевые из них, согласно законопроекту,— это «развитие исторической памяти на всех уровнях образовательного пространства: поддержка памятников воинской славы, в том числе могил неизвестного солдата и воинских захоронений, как на территории России, так и за рубежом». Инициаторы законопроекта предлагают в рамках патриотической работы готовить молодежь в том числе «к сдаче нормативов испытаний (тестов) всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" в соответствии с действующим законодательством».
На осуществление всех мер по патриотическому воспитанию предполагается выделение бюджетных средств. Контроль за реализацией мероприятий по патриотическому воспитанию будет осуществлять правительство РФ. Уже на этом этапе можно вообразить, сколько комиссий и ведомств будет создано для того, чтобы отчитаться за потраченные на воспитание патриотов деньги.
Серьезная проблема законопроекта — его смещение в сторону военного патриотизма. Военно-патриотическое воспитание идет вразрез с ценностями и представлениями современного поколения россиян, поколения «дзен», думающих, как показывают социологические исследования, в основном о счастье и саморазвитии. Военно-патриотическое воспитание — это вообще не про них. Они устали. В современных учебниках 70% материала посвящено войнам. По федеральным каналам без конца освещаются военные действия в Сирии. Единственный праздник, вокруг которого выстраивается национальная идентичность,— это победа в Великой Отечественной войне.
Формирование национальной идеи вокруг только «жесткой силы» — это заведомо тупиковый путь. Мы сами себя обкрадываем. У России, помимо войн, есть и культура, и искусство, и наука. Есть призовые места на международных олимпиадах школьников, театральные сезоны в крупнейших оперных театрах мира открывают российские артисты, российские хирурги проводят сложнейшие операции. Но этим почему-то гордиться не принято. В результате, когда спрашиваешь современную российскую молодежь, а чем вы гордитесь в России, они на протяжении многих лет называют устойчивую триаду: победу в Великой Отечественной войне, полет Гагарина в космос и войну 1812 года. И ничего из современности. Что касается частоты упоминания культурных событий, то она на грани статистической погрешности.
Для сравнения, когда подобный вопрос задаешь немецким, американским, корейским студентам, они все говорят о чем-то современном, близком и понятном. И у всех преобладают элементы именно «мягкой силы»: американцы гордятся достижениями в сфере прав человека, немцы — экономическим развитием ФРГ, корейцы — спортивными достижениями.
Сегодня военный патриотизм себя исчерпал. Во всяком случае, на молодежи он уже не работает. Единственное, чего мы добьемся подобными законопроектами,— это обратной реакции. Разговор о патриотизме должен быть понятен и близок молодежи и не ограничиваться требованием сдачи нормативов ГТО.
Современная молодежь достаточно активна, она принимает участие в волонтерских проектах, им близок патриотизм малых дел. А в законопроекте словосочетание «гражданская ответственность» встречается всего один раз. Зато «гордость» — в пять раз чаще. Только, согласитесь, сложно гордиться тем, к чему у тебя нет причастности.
Автор — заведующая лабораторией политических исследований НИУ ВШЭ