Валентина Матвиенко пожаловалась на засилье матрешек
и потребовала продвигать региональные бренды
Каждому члену Совета федерации (СФ) будет поручено в течение года зарегистрировать по одному региональному бренду, пообещала спикер СФ Валентина Матвиенко на заседании совета по вопросам интеллектуальной собственности. Она возмутилась, что на ярмарке в центре Москвы представлены только «примитивные» матрешки. Сенаторы готовы «представить мировому сообществу что-то новое и интересное» — среди прочего они называют истобенские огурцы, сунские рыжики и оренбургские соли.
Валентина Матвиенко пожаловалась, что ей стыдно за новогоднюю ярмарку в центре Москвы перед иностранцами: «Я в воскресенье была на катке у ГУМа и мимо проходила этой ярмарки, там одни матрешки, невозможно. После выставки "Ладья" (выставка народных художественных промыслов России, проходила с 13 по 17 декабря.— “Ъ”) идешь мимо, все намалевано, не ручной работы, примитивно». На заседании совета при СФ по вопросам интеллектуальной собственности речь шла о региональных брендах — в том числе оренбургском пуховом платке, тульском прянике, крымских винах.
10 самых народных промыслов
«Огонек» инвентаризировал народные промыслы, которые стали визитной карточкой России
Спикер СФ рассказала, что более чем от трети субъектов заявок на регистрацию брендов в последние годы не подавалось вовсе: «По экспертным оценкам, выпуск продукции с уже зарегистрированным наименованием места происхождения может в ближайшие восемь лет принести регионам не менее 500 млрд руб. Такой суммой вряд ли стоит пренебрегать». Валентина Матвиенко возмутилась тем, что известные палехские шкатулки, дымковские игрушки и кубачинское серебро до сих пор не зарегистрированы. «Весь мир их знает, почему нет наименования, нет зарегистрированных брендов?» — сказала она. Госпожа Матвиенко призвала «навалиться на эту тему» и пообещала «дать поручение каждому сенатору в течение года зарегистрировать один региональный бренд» (всего в верхней палате 170 сенаторов, по два от каждого региона).
«Пусть попробуют не сделать. Сроки истекают, надо бороться за место под солнцем. Можно взять руки в ноги, пройти это и сделать»,— сказала госпожа Матвиенко.
Член СФ от Оренбургской области Елена Афанасьева сказала “Ъ”, что многие известные региональные бренды уже зарегистрированы, а сейчас речь идет о том, что «не нужно торговать исключительно матрешками»: «Нужно немного по-новому начать работать, проявлять интерес к регионам». По ее мнению, России «нужно представить мировому сообществу что-то новое и интересное». «В Оренбурге, например, есть оренбургский платок, который был известен задолго до советского времени. Еще, насколько мне известно, есть один бренд, который начинает выходить,— это оренбургские соли»,— рассказала “Ъ” госпожа Афанасьева.
По мнению сенатора Вячеслава Тимченко (Кировская область), в регионе очень много «даже не нуждающихся в раскрутке брендов». «Есть дымковская игрушка, известная и почитаемая, сунский рыжик, истобенский огурец,— перечислил “Ъ” господин Тимченко.— Ягоды и грибы — это, пожалуй, даже не бренд, а фирменная отрасль — всегда самые хорошие и вкусные на территории Кировской области. Вятский квас, наверное, не нуждается в дополнительной рекламе, о нем знает уже и президент».
Во Владимирской области, по словам сенатора Антона Белякова, «практически в каждом районе есть какие-то вещи, связанные с местными ремеслами». «У нас есть традиционная мстерская миниатюра, есть много других вещей начиная даже с суздальских огурцов. Есть слоган "Покупай владимирское!", и он вполне востребован, некоторые товарные марки его используют»,— рассказал “Ъ” сенатор.