ФАС не может сойти с рельсов
Тариф ОАО РЖД снова подвергается правке
Несмотря на согласование тарифа ОАО РЖД на уровне премьера, ФАС намерена все же отказаться от надбавки в 2% к тарифу монополии на капремонт, заменив ее надбавкой к тарифу на порожний пробег вагонов. Также ФАС преждевременно поручила ОАО РЖД завести резервный парк вагонов (такую возможность Дмитрий Медведев поручил лишь рассмотреть в первом квартале) и заставить операторов раскрывать сделки с грузоотправителями. В Минтрансе считают, что предложения ФАС не могут быть поддержаны, а в отрасли замечают, что часть из них технически невыполнимы, часть — противоречат законодательству.
“Ъ” ознакомился с рядом документов о функционировании железнодорожного операторского рынка, выпущенных ФАС. 19 декабря служба опубликовала проект приказа, вместо индексации тарифа ОАО РЖД в 2% на капремонты поднимающего тариф на порожний пробег вагонов на 7,7%. Как пояснили “Ъ” в ФАС, это рассмотрит правление службы 21 декабря — в связи с ростом цен на предоставление вагонов и участившимся невывозом грузов.
Надбавка в 2% была введена на 2017 год и по итогам совещания у Дмитрия Медведева 5 декабря продлена на 2018 год, общая индексация тарифа ОАО РЖД — 5,4% (см. “Ъ” от 12 декабря). Но этим были недовольны бизнес-омбудсмен Борис Титов и глава «Русала» Владислав Соловьев, пожаловавшиеся Владимиру Путину и Дмитрию Медведеву (см. “Ъ” от 15 декабря); господин Титов отдельно критиковал сохранение надбавки.
Условием получения надбавки на порожний пробег становится исполнение ОАО РЖД ряда требований, которые уже закреплены в обязывающем документе — предписании ФАС монополии по делу об антимонопольном нарушении от 15 декабря (“Ъ” видел документ). От ОАО РЖД требуют отказаться от заключения агентских договоров с 1 февраля и существенно расширить функционал электронной торговой площадки (ЭТП) компании. До 1 апреля ОАО РЖД должно начать раскрывать информацию (кроме гостайны) в режиме реального времени о доступных порожних полувагонах с указанием операторов. Источник “Ъ” в отрасли сомневается в функциональности данных: дистанционно отличить порожний вагон, годный под заказ, почти невозможно, а расходов это потребует астрономических. Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров добавляет, что информация о порожних вагонах представляет ценность для зарубежных конкурентов, которые могут получить информацию об экспортных потоках российских грузоотправителей.
Также ФАС требует от ОАО РЖД к февралю обеспечить реализацию стимулов для операторов к предложению полувагонов на ЭТП «по сравнению с иными способами заявок», а к апрелю — запустить регистрацию сделок на полувагоны и согласованную с ФАС систему автоматизированного расчета ставок. Сейчас, рассказывает источник “Ъ” в отрасли, грузоотправитель на ЭТП размещает маршрут и сроки, получает анонимизированные предложения, выбирает контрагента, и автоматически оформляется заявка предельным сроком действия 45 дней. Длинные контракты, по которым большинство операторов работают с грузоотправителями, на ЭТП заключить технически невозможно. Спотовые клиенты получат приоритет в оформлении заявок и перед грузоотправителями с собственными вагонами, и перед кэптивными операторами, и перед теми, кого закон о госзакупках обязывает заключать контракты через аукцион. Рынок полувагонов клиентоориентирован, говорит другой собеседник “Ъ”, и в рамках ЭТП стандартизировать услугу невозможно. Закон не обязывает раскрывать коммерческую информацию контракта, говорит источник “Ъ” в отрасли, а наличие преференций, обеспечиваемых ОАО РЖД для пользователей ЭТП, противоречит принципу равнодоступности инфраструктуры.
Также ФАС требует от ОАО РЖД до 1 апреля разработать и согласовать с ней правила работы резервного парка для покрытия дефицита. В поручении премьера говорится о том, что до 15 апреля надо лишь проанализировать «возможность, сроки и параметры создания резервного парка». Но уже с 1 июля, следует из предписания ФАС и проекта приказа, ОАО РЖД следует вывозить все предъявленные к перевозке грузы, в том числе при помощи покупки резервного парка. «По подсчетам операторов, закупка 10 тыс. полувагонов равна 2% допиндексации тарифа»,— замечает один из источников “Ъ”.
В Минтрансе “Ъ” пояснили, что проект приказа ФАС не соответствует перечню поручений премьера и не может быть поддержан. Результат приказа — создание дискриминационных условий для операторов, работающих по прямым договорам с грузоотправителями, говорит источник, знакомый с позицией Минтранса. «Вмешательство ФАС ограничит конкуренцию на операторском рынке»,— считает один из собеседников “Ъ” в отрасли, а другой добавляет, что документ нарушает методологию самой ФАС и поручения премьера. Еще один источник “Ъ” отмечает, что из-за противоречий с нормативной базой в документах видна «легкая карательная неуклюжесть». «ФАС предлагает монополисту существенно изменить правила игры в рыночном сегменте»,— говорит еще один собеседник “Ъ”.