Спрос домохозяйств слабеет
В ноябре их интересовали только квартиры и депозиты
По данным Росстата, рост реальных зарплат в РФ продолжается на фоне падения реальных располагаемых доходов населения. В отсутствие определенности в объяснении этой динамики растущие зарплаты в октябре—ноябре перестали поддерживать розничное потребление, оно сокращается на фоне увеличения спроса на жилье и банковских вкладов даже в условиях исторически низких депозитных ставок.
Свежая порция ноябрьской статистики Росстата фиксирует дальнейшее снижение реальных располагаемых доходов домохозяйств (РРД, на 0,3%) и устойчивый рост реальных зарплат (на 5,4%) в годовом выражении. За январь—ноябрь 2017 года средняя реальная зарплата увеличилась на 3,2%, прежде всего благодаря резкому снижению инфляции, РРД снизились на 1,4%. Повышать реальные зарплаты в ноябре продолжали растущие сектора — оптовая торговля, промышленность (добывающая, производители текстиля, полиграфии и химии), транспорт, строительство и банки. По оценкам ЦМАКП, реальный среднемесячный прирост зарплат в октябре—ноябре был слабым (0,3%) после стагнации в третьем квартале, 0,4% прироста во втором квартале и 0,7% роста в первом квартале (с учетом сезонности).
Впрочем, по этим же оценкам, падение доходов лишь ускорилось до 0,5% в октябре—ноябре после стагнации в третьем и втором кварталах и роста на 0,7% в первом квартале из-за индексации пенсий. А по расчетам Росстата, реальные доходы в ноябре с учетом сезонности оставались на 10% ниже среднемесячного уровня 2014 года. «В целом за последние четыре года доходы населения, заработная плата и пенсии сократились в реальном выражении относительно докризисных января—октября 2013 года на 9,1%, 4% и 2,5% соответственно»,— заключатся в ноябрьском мониторинге РАНХиГС и ИЭП имени Егора Гайдара.
Объясняют растущий разрыв между динамикой зарплат и доходов в 2017 году экономисты по-разному. Сходясь во мнении, что доходы от предпринимательской деятельности и собственности продолжают снижаться, в РАНХиГС и ИЭП отмечают: несмотря на рост наблюдаемой зарплаты одного работника, общий объем оплаты труда, включающий скрытую зарплату, сокращается третий год подряд. Игорь Поляков из ЦМАКП же говорит, что дело в том, что, в отличие от средней реальной зарплаты, фонд оплаты труда фактически не растет, а при увеличении средней зарплаты численность работников падает.
Как бы то ни было, растущие зарплаты и потребительское кредитование (см. “Ъ” от 19 декабря) перестали подогревать потребление. По данным Росстата, оборот розницы вырос на 2,7% в годовом выражении (плюс 3,1% в октябре), с учетом сезонности оставаясь на 12% ниже среднемесячных показателей 2014 года. Впрочем, по оценкам ЦМАКП, за ноябрь он сократился на 0,6% (сезонность учтена). Среднемесячное снижение потребления непродовольственных товаров в октябре—ноябре составило 0,5% после стагнации в третьем квартале и роста на 0,3% во втором и 0,9% в первом кварталах. Динамика спроса на продовольствие составила минус 0,7% против плюс 0,8%, нуля, и плюс 0,7% соответственно. Основной спрос граждане продолжают предъявлять на рынке недвижимости, который подогревается бурным увеличением ипотечного кредитования. При этом увеличение реальных зарплат в ноябре сопровождалось значительным приростом рублевых вкладов — на 4% (500 млрд руб.) за месяц.