Человеческое развитие увязали с зеленой экономикой
Эксперты предлагают продолжить реформы экологического законодательства
Экология не стала одним из приоритетов социально-экономического развития, несмотря на рост нагрузки на окружающую среду, здоровье граждан и сопутствующий экономический ущерб, полагают авторы доклада «Экологические приоритеты для России», представленного вчера в Аналитическом центре при правительстве. Эксперты предлагают разработать российскую модель зеленой экономики, включающую рост экономии ресурсов и энергоэффективности, развитие инструментов зеленого финансирования, введение углеродного регулирования, а также ужесточение требований к раскрытию экологически значимой информации компаниями.
Экологическое госрегулирование, несмотря на реформы, до сих пор не выстроило в РФ эффективной системы управления, которая приводила бы к снижению нагрузки на окружающую среду, констатирует доклад «Экологические приоритеты для России» — он был представлен вчера в Аналитическом центре при правительстве. Оценка экономического ущерба от загрязнения окружающей среды доходит до 6% ВВП, а с учетом с учетом последствий для здоровья — и до 15% ВВП. «Мы говорим о важности роста ВВП, забывая о возможности снижения его потерь, в том числе за счет реализации мер разумной и эффективной природоохранной политики»,— сетовал вчера один из редакторов доклада, завкафедрой экономики природопользования экономического факультета МГУ Сергей Бобылев. По его мнению, экология так и не стала приоритетом социально-экономического развития страны — так, стратегические планы ЦСР, Столыпинского и Изборского клубов полностью игнорируют вопросы экологии и устойчивого развития.
Это подтверждают и объемы расходов государства и компаний на сохранение окружающей среды. По данным Росстата, хотя в абсолютных цифрах такие госрасходы постоянно росли (с 2010 по 2016 год они увеличились в полтора раза, до 600 млрд руб.), в действующих ценах они уверенно снижалась (на 7,5% в 2015 году и 7,2% в 2016-м), как и доля этих затрат в ВВП (с 1,3% ВВП в 2003 году до 0,7% ВВП в 2016 году — это вдвое ниже, чем в США и ЕС). Объем зеленых инвестиций компаний стабильно рос как в абсолютных цифрах, так и в действующих ценах с 2000 года, но их доля в общем объеме капвложений снижалась. Сейчас она составляет около 1% всех инвестиций. При этом, как считают авторы доклада, для стабилизации экологической ситуации в зеленые программы необходимо вкладывать не менее 3% ВВП, а для ее улучшения — не менее 4% ВВП.
Критику экспертов, несмотря на идущие в секторе реформы, вызывают и меры природоохранной политики. По словам главы лаборатории прогнозирования качества окружающей среды и здоровья населения Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Бориса Ревича, хотя доля загрязнения воздуха среди причин смертности в среднем по РФ остается на уровне 4,2% (что сопоставимо со странами ЕС), в некоторых промышленных городах и регионах с угольной генерацией она значительно выше (в Красноярске в разные годы — от 9,3% до 21,9%, в Улан-Удэ — до 17%). Второй по значимости для здоровья фактор — шум: уровень шумового загрязнения вырос за последние 20–25 лет в 2,5 раза. 37% населения Москвы проживают на территориях с уровнем шума выше нормы, 60% населения Санкт-Петербурга и 20% жителей Перми — в условиях постоянного шума. При этом реформы остаются «декларациями без планов реальных действий», говорит господин Ревич: во многих регионах отсутствуют программы по оценке воздействия неблагоприятных экологических факторов на здоровье населения, слишком медленно продвигаются программы по экологизации транспорта, а также отсутствует оценка эффективности мер снижения загрязнения. Большая часть авторов доклада оценили важность введения новой системы нормирования на основе наилучших доступных технологий (НДТ), но отметили, что из-за «мягкости» требований справочников НДТ установка предписываемых ими технологий может не привести к ожидаемому положительному эффекту.
Авторы доклада предлагают создать в РФ национальную модель зеленой экономики, которая позволила бы снизить выбросы, повысить качество жизни и улучшить состояние окружающей среды в условиях снижения спроса на углеводороды. Конкретными мерами, по мнению директора WWF России по природоохранной политике Евгения Шварца, могут стать повышение экономии ресурсов и энергоэффективности, минимизация экологических рисков при реализации крупных инфраструктурных проектов (например, «Шелкового пути»), а также формирование репутации РФ как «наиболее экологически ответственного экспортера природных ресурсов в мировом разделении труда». Сергей Бобылев также предложил сформировать единую концепцию смены технологического уклада в РФ, ориентированную на низкоуглеродные и зеленые технологии — в том числе через запуск механизма углеродного регулирования и развития программ зеленого финансирования. Наконец, авторы доклада также считают важным повысить требования по раскрытию экологически значимой информации — прежде всего для госкомпаний и госкорпораций — и «повышать ценность природы через адекватный учет и компенсацию экосистемных услуг», а также внедрять как обязательные, так и добровольные стандарты экологической ответственности.