Магазины встали из-за кассы
Работа ритейлеров и АЗС была частично остановлена из-за сбоя в ПО
В России произошел масштабный сбой в функционировании онлайн-касс: в течение дня из разных регионов поступала информация о приостановке работы отдельных магазинов и АЗС. Проблема затронула, в частности, продуктовых ритейлеров X5 Retail Group, «Магнит» и «Магнолия», продавцов электроники DNS и «Эльдорадо», заправки ЛУКОЙЛа и «Газпром нефти». В Ассоциации компаний интернет торговли (АКИТ) потери ритейлеров оценили в 10 млрд руб. Производитель касс «Штрих-М» обещал устранить неполадки в ближайшее время. В 15:18 мск в АКИТ сообщили, что сбой в работе онлайн-касс в РФ ликвидирован.
С начала дня в работе контрольно-кассовой техники (ККТ) производителей АО «Штрих-М», ООО «РР-Электро», ООО «Тринити» и ООО «НТЦ "Измеритель"» произошел массовый технический сбой, сообщила Федеральная налоговая служба (ФНС). По данным ФНС, сбой в работе онлайн-касс полностью был устранен к 19:00 мск. На сайте «Штрих-М» сказано, что 20 декабря часть фискальных регистраторов, выпущенных компанией, вошли в некорректный режим работы. «В настоящее время 2,5 тыс. центров технического обслуживания нашей компании и 20 тыс. сервисных инженеров по всей стране занимаются устранением последствий происшедшего сбоя»,— говорится в сообщении «Штрих-М».
Что такое фискальный регистратор «Штрих-М-01Ф»
По данным Ассоциации компаний розничной торговли, сбой в работе касс коснулся около 9% российских магазинов. АКИТ оценила убытки ритейлеров в 10 млрд руб. «Ритейл практически не успел понести потерь, максимум 10 млрд руб., это очень маленькая сумма на фоне оборотов ритейла в России на уровне 34 трлн руб. Это очень мало, это те деньги, которые покупатели не успели внести в восточной части РФ»,— сказал ТАСС глава АКИТ Алексей Федоров.
По данным компании Group-IB (занимается предотвращением и расследованием киберпреступлений), на которые ссылается агентство, с проблемами в работе касс столкнулись также заправки ЛУКОЙЛа, «Газпром нефти», сети магазинов «Мария-Ра», «Аникс», «Ярче» и сети по продаже техники и электроники DNS. Совладелец последней Дмитрий Алексеев на своей странице в Facebook назвал ситуацию «страшным сном розницы». «Сейчас по всей стране, вслед за солнцем, из всех магазинов несется мат. Ибо что может быть хуже, чем лишиться возможности осуществлять торговлю в предновогодние дни?» — написал господин Алексеев.
Глава сети DNS Дмитрий Алексеев в эфире “Ъ FM”
Сейчас мы ведем подсчет убытков. Но раз все-таки были покупатели, которых мы не смогли обслужить, и слегка было подорвано доверие покупателей, а для нас это практически бесценно, если уж так говорить. Мы в ближайшее время со своими юристами проведем анализ этой ситуации, сформулируем свои претензии к компании «Штрих-М», поймем дальнейшие действия свои. Вероятности судебного иска я не исключаю.
На дверях некоторых магазинов «Магнолии» в Москве появились объявления о приостановке работы из-за кассового сбоя. Специалист отдела рекламы сети «Магнолия» сообщила “Ъ”, что «закрыты не все магазины, около 20 не сбоят». Она пояснила, что проблема произошла из-за перегрузки кассовых накопителей «Штрих-М» и добавила, что магазины заработают в течение суток.
Также была вынуждена закрыться часть точек одного из крупнейших российских ритейлеров — «Магнита». В частности, сбои в работе ККТ были зафиксированы в Екатеринбурге, Москве, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге, Челябинске.
В X5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») сообщили, что проблема затронула лишь несколько процентов кассовых аппаратов торговых сетей компании. «Перебои были зафиксированы в 4:00 мск во время открытия магазинов в Сибири. Нестабильность работы касс была вызвана ошибкой программного обеспечения ККТ, которую допустил производитель оборудования»,— сказал представитель ритейлера. По его словам, IT-специалистам Х5 удалось оперативно найти решение проблемы: «К настоящему моменту работоспособность большинства вышедших из строя кассовых аппаратов возобновлена, оставшиеся будут перенастроены до 15:00 мск».
«Нарушения в работе кассового оборудования "Штрих-М" затронули часть магазинов "Эльдорадо"»,— говорит представитель сети Юлия Завьялова. Компания нашла решение и обещает восстановить работу ККТ в течение пары часов. «Важно отметить, что, согласно официальному письму ФНС, мы продолжаем осуществлять расчеты без контрольно-кассовой техники, при этом покупателям выдаются товарные чеки»,— заявила госпожа Завьялова.
В ГК «Дикси», «Ленте», «Ашане», «Азбуке вкуса» “Ъ” заявили, что их магазинов сбой в работе ККТ не коснулся.
Как пояснили в «Штрих-М», сбой коснулся техники, собственники которой отключили автоматический режим обновления (стоит по умолчанию в заводских настройках), переведя его в ручной. «Проблема решается перепрограммированием кассы на новую версию, уже выпущен необходимый патч, всем организациям разосланы методики и рекомендации по обновлению ПО»,— указано в сообщении «Штрих-М». Там подтвердили, что по закону и в соответствии с указаниями ФНС в подобных ситуациях торговые предприятия вправе продолжать работу без применения ККТ до устранения сбоя.
Согласно сообщению АКИТ в 15:18 мск, сбой в работе онлайн-касс в РФ был устранен.
Массовый сбой в работе онлайн-касс произошел впервые с момента начала их обязательного использования. Перейти на них закон обязал ритейлеров с 1 июля. Онлайн-кассы в автоматическом режиме передают данные в ФНС. Таким образом, по замыслу властей торговля должна была стать полностью прозрачной для налоговых служб.