Китайские грузовики выезжают в Сибирь
Beiben Trucks собирается начать сборку в РФ
Новосибирская «Скоми Авто» вместе с китайской корпорацией Norinco G планирует в 2018 году начать строительство автосборочного завода в Новосибирской области. Инвестиции в проект крупноузловой сборки мощностью до 1,5 тыс. грузовиков составят $17 млн. Эксперты отмечают, что спрос на коммерческий сегмент будет расти, но сомневаются, что китайская сборка в РФ сможет конкурировать с лидерами рынка.
В Новосибирской области может быть создано первое в России автосборочное предприятие китайских грузовиков Beiben Trucks Group вместе с дилерским центром, рассказал “Ъ” гендиректор ООО «Скоми Авто» Юрий Стоянов. Партнером в проекте станет государственная Северная китайская индустриальная корпорация Norinco G (CNGC), чьим дистрибутором в России выступает «Скоми Авто». «Проект полностью готов к реализации, одобрены инвестиции. Построить такой завод в регионе планировалось еще пять лет назад, но из-за кризиса в экономике страны планы были отложены»,— пояснил господин Стоянов. По его словам, сейчас компания начинает сертификацию моделей: «Процесс займет около пяти месяцев, после получения сертификатов на ввоз и выпуск техники приступим к строительству». Затраты на сертификацию составят около $2 млн, инвестиции в строительство и запуск — примерно $15 млн. В Минпромторге “Ъ” сообщили, что обращений за господдержкой от компаний не поступало.
CNGC основана в 1980 году, находится в ведении комитета по науке, технике и промышленности при Минобороны КНР. Beiben Trucks Group Co. Ltd. входит в состав CNGC, производит грузовые, легковые автомобили и детали к ним. С 1995 года, после заключения соглашения с Daimler, компания начала использовать технологии Mercedes-Benz при выпуске грузовиков.
Norinco хорошо известна на мировом рынке вооружения. В России ее называют прямым конкурентом «Алмаз-Антея» и предприятий, входящих в «Ростех» (например, «Мотовилихинские заводы»). Концерн производит системы залпового огня, автомобили-амфибии, противоракетные системы, системы ПВО, танки, оборудование для ночного видения, информационные системы, высокоэффективные системы подавления, авиабомбы, оружие для проведения антитеррористических операций. Также компания занимается зенитно-ракетными комплексами, ракетами для белорусских РСЗО «Полонез» (по сути, аналог китайской системы залпового огня Norinco AR3).
Планируется, что автоконцерн разместится на участке 6 га в районе северного объезда Новосибирска. На первом этапе будет построен дилерский центр для продажи и обслуживания грузовиков и спецтехники под брендами Beiben и North Benz. Затем планируется строительство таможенного склада для нужд компании, третий этап — строительство сборочного завода с тремя производственными линиями и склада комплектующих для крупноузловой сборки. По словам Юрия Стоянова, на заводе будет выпускаться около 25 типов автомобилей — от самосвалов до фургонов, техники для нефтесервиса — на основе шасси грузовиков Beiben. Мощность завода — в пределах 1,5 тыс. штук. Общую потребность российского рынка в грузовиках в компании оценивают в 40 тыс. машин в год. «Скоми Авто» рассчитывает реализовать первый этап за восемь месяцев, а вывести предприятие на проектную мощность за три года после запуска. Срок окупаемости проекта — четыре-пять лет.
Интерес инвесторов к российскому рынку грузовых автомобилей оправдан: сейчас это самый быстрорастущий сегмент, отмечают эксперты. По данным «Автостата», за январь—ноябрь рынок грузовиков вырос на 50%, до 69,7 тыс. штук. С учетом роста грузооборота и активного обновления парка после почти двухлетнего затишья рынок вполне может «переварить» дополнительные 1,5 тыс. грузовиков, говорит управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский. При этом он сомневается, что Beiben сможет всерьез конкурировать с лидерами рынка — КамАЗом и группой ГАЗ. По мнению начальника отдела аналитики «Автостата» Андрея Топтуна, для российского рынка марки Beiben и North Benz — пока «темные лошадки без особых успехов присутствия».