Взыскателям ограничат рекламу
ФАС взялась за серых коллекторов
Жалобы коллекторов на незаконную рекламу услуг по взысканию просроченной задолженности начали приносить результаты. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) впервые возбудила дело по признакам нарушения законодательства о рекламе в отношении компаний, предоставляющих услуги по взысканию долгов населения, но не состоящих в реестре Федеральной службы судебных приставов (ФССП). Эксперты отмечают, что вмешательство ФАС может оказаться эффективным. «Яндекс» уже начал запрашивать у рекламодателей подтверждение присутствия в реестре.
Как стало известно “Ъ”, ФАС в ответ на жалобы коллекторов о рекламе компаний, занимающихся незаконным взысканием долгов физлиц, возбудила первое дело по признакам нарушения законодательства о рекламе. В ФАС сообщили, что дело было возбуждено в отношении юридической фирмы «Лорд», Альянса системного консалтинга, «Правового совета» и физического лица. Чиновники увидели признаки нарушения закона «О рекламе», по нему не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений. С 1 января 2017 года досудебным взысканием долгов физлиц могут заниматься только компании, состоящие в реестре ФССП. В соответствии с ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ за нарушение законодательства о рекламе на юридическое лицо может быть наложен штраф 100–500 тыс. руб.
По словам гендиректора фирмы «Лорд» Андрея Бойчука, она занимается судебным представительством, эта деятельность не является лицензируемой. «В определении о возбуждении дела имеется одна ссылка на рекламную кампанию фирмы, где заголовком является “Взыскание долга с физлица”,— пояснил он.— Все страницы нашего сайта указывают, что организация занимается консультированием по вопросу взыскания задолженности и судебным представительством». В компании «Правовой совет» сообщили, что им неизвестно о возбуждении дела, связаться с Альянсом системного консалтинга не удалось.
Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) уже обращалась в ФАС, а также компании «Яндекс» и Google с просьбой посодействовать в устранении нарушений законодательства в сфере интернет-рекламы компаний, незаконно занимающихся досудебным взысканием долгов граждан (см. “Ъ” от 11 сентября). По словам директора НАПКА Бориса Воронина, сотрудничество с ФАС на деле оказалось значительно результативней, чем письма агрегаторам рекламы. Хотя «Яндекс» на прошлой неделе начал рассылать письма с пояснением, что реклама деятельности по взысканию долгов физлиц ограничена профильным законом. В связи с этим сервис просит компании, представить копию свидетельства о включении в госреестр. «Если вы не сможете представить подтверждающие документы, объявления будут остановлены за несоответствие действующему законодательству»,— говорится в письме. В Google не ответили на запрос “Ъ”.
Проблема недобросовестной рекламы на финансовом рынке не нова, однако в основном она касалась организаций, подконтрольных ЦБ,— микрофинансовых компаний, кредитных кооперативов и др. «Мы регулярно обнаруживаем в интернете рекламу недобросовестных практик,— говорит управляющий Федерального общественно-государственного фонда по защите прав вкладчиков и акционеров Марат Сафиулин.— Свои услуги рекламируют, например, финансовые пирамиды, кредитные кооперативы и микрофинансовые компании, которые более 90 дней уже не состоят в реестре ЦБ и соответственно не имеют права привлекать денежные средства». По его словам, при обнаружении подобной рекламы фонд обращается в Банк России.
В ЦБ “Ъ” заверили, что внимательно изучают все обращения, касающиеся недобросовестных практик. «Мы инициируем разделегирование выявленных фишинговых сайтов, относящихся к сфере финансовых рынков, а также взаимодействуем с правоохранительными органами при блокировке сайтов, рекламирующих незаконные товары и услуги,— пояснили там.— Кроме того, мы сотрудничаем с ФАС, куда передаем информацию о ресурсах с недобросовестной рекламой финансовых услуг». По данным ЦБ, в этом году было снято с делегирования более 600 доменных имен. Инициативно обращались в ФАС до сих пор только лицензированные участники форекс-рынка с жалобами на рекламу зарубежных игроков. В результате, как писал “Ъ” 6 декабря, московское УФАС возбудило два дела по факту незаконной рекламы форекс-услуг.