«Транснефть» недокачала тариф
Цена поставки в Казахстан вырастет меньше, чем ожидалось
Правительство пошло собственным путем в вопросе повышения тарифа на прокачку по системе «Транснефти» в 2018 году. Итоговая индексация составит 3,95% вместо 4%, которые предлагала ФАС, и 21%, которые просила «Транснефть». Также утверждено в прежней редакции снижение тарифа на прокачку «Роснефти» в направлении Казахстана. Это решение означает для «Транснефти» потерю 1,2 млрд руб., при этом «Роснефть», по данным “Ъ”, настаивала на вдвое большем снижении тарифа.
Как стало известно “Ъ”, на совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича 20 декабря правительство утвердило уровень индексации тарифа на прокачку нефти по системе «Транснефти». Как сообщили “Ъ” три источника, индексация составила 3,95%, что ниже уровня предполагаемой инфляции (ожидается 4%). Правление ФАС 7 декабря утвердило индексацию как раз на 4%, а «Транснефть» просила повысить на 21%. В компании объясняли, что такой уровень учитывает выплату государству в качестве дивидендов половины чистой прибыли по МСФО, как того требует Минфин. В противном случае, по расчетам компании, она получит дефицит средств почти 90 млрд руб. Вчера в «Транснефти», ФАС и аппарате Аркадия Дворковича не стали комментировать ситуацию.
Источники “Ъ” отмечают, что «Транснефть», как и другие крупнейшие госкомпании, до сих пор игнорировала решение правительства о выплате 50% чистой прибыли по МСФО в виде дивидендов. И нынешнее решение по индексации тарифа, по мнению собеседников “Ъ”, означает, что такой высокий уровень дивидендов «Транснефти» платить не придется. Решение по размеру дивидендов госкомпаний за предыдущий год традиционно принимается в правительстве весной.
В то же время «Транснефти» не удалось изменить решение ФАС по размеру тарифа на прокачку нефти «Роснефти» в направлении Казахстана. Этот маршрут давно был спорным, так как «Транснефть» при прокачке малосернистой западносибирской нефти «Роснефти» в направлении Казахстана делает петлю через Уфу (Юргамыш). Это нужно для того, чтобы смешивать эту нефть с более сернистой поволжской нефтью и удерживать ее содержание в системе в рамках нормативов. «Роснефть» давно жаловалась на то, что такой вариант дороже, а в 2018 год объем поставок через Казахстан к тому же вырастет с 7 млн до 10 млн тонн. До этого «Роснефть» предлагала стоимость прокачки по петле включить в сетевой тариф по ВСТО («Роснефть» занимает около половины объема в этой трубе; см. “Ъ” от 26 сентября). Но против этого активно выступили остальные нефтекомпании, поставляющие сырье по ВСТО.
Теперь правительство поддержало предложение ФАС и утвердило прямое снижение тарифа через Казахстан на 16,7%. Глава «Транснефти» Николай Токарев 14 декабря называл такое решение «совершенно необоснованным» и замечал, что «такая избирательность в пользу “Роснефти” говорит только о том, что за счет государственной компании “Транснефть” планируют уладить какие-то дела в негосударственной компании, как утверждало в свое время руководство “Роснефти”, за счет нанесения ущерба в размере 1,2 млрд руб.». Впрочем, по данным “Ъ”, «Роснефть» со своей стороны до последнего настаивала на еще большем снижении тарифа по «казахстанской петле» — соответствующее письмо в правительство написал глава компании Игорь Сечин. По мнению одного из собеседников “Ъ”, «Транснефть» в итоге могла потерять и более крупную сумму.