Депутаты ликвидировали двоевластие
В Ульяновской области вернулись к формуле одноглавия
В города Ульяновской области возвращают систему единого неизбираемого мэра, хотя на селе двуглавая система «сити-менеджера» сохраняется. Инициаторами перехода на новую модель стали единороссы, ранее внедрившие двуглавый принцип. По мнению политологов, Ульяновск оказался в общем тренде перехода на разрешенную четвертую модель управления муниципальными образованиями, и она наиболее подходит губернаторам для укрепления вертикали власти, возвращение же выборности мэров политологи считают маловероятным.
В среду депутаты заксобрания Ульяновской области большинством голосов приняли пакет региональных законов, меняющих модель управления в городах региона. Пока здесь действует модель с так называемым «сити-менеджером», при которой глава города избирается депутатами гордумы и становится ее спикером, а руководит городской исполнительной властью сити-менеджер, назначаемый по итогам конкурсного отбора. При этом, как отмечают сами областные парламентарии, получалось, что в одних муниципальных образованиях главным был глава города, в других — глава администрации — «все зависело от того, кто, кем и для чего был выдвинут на этот пост».
Согласно новой системе, глава города избирается гордумой «из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет местную администрацию», при этом он будет только одним главой города, представляющим все интересы муниципального образования, председатель же гордумы останется не более чем спикером представительного органа власти. «Новый порядок вступит в силу только после истечения полномочий действующих глав, избранных из состава представительного органа», — отмечается в пояснительной записке. Это так называемая «четвертая модель» управления муниципальными образованиями, введенная федеральным законодательством в 2015 году.
По словам председателя комитета по госстроительству регионального заксобрания Василия Гвоздева, инициативу такого перехода выдвинул региональный совет муниципальных образований.
Ранее в регионе несколько раз менялась схема управления муниципалитетами единороссами. В 2011 году в Ульяновске введена система «сити-менеджера», которая начала действовать в 2012 году, после ухода с поста всенародно избранного мэра Александра Пинкова, но в апреле 2013 года, когда в федеральном центре заговорили о необходимости возврата к выборности мэров, снова по инициативе единороссов ульяновская гордума внесла изменения в устав города, возвращающие прямые выборы мэра, которым, впрочем, не суждено было состояться, поскольку в 2014 году депутаты регионального заксобрания вернули систему «сити-менеджера».
Представляя пакет законопроектов, господин Гвоздев сообщил, что «четвертая модель» введена в России уже в 390 городских округах, а прежняя модель осталась только в 132 городах, а в ПФО она действует в шести регионах. По его словам, новая система будет более устойчивой, повысит осведомленность жителей и профессионализм градоначальников, в то время как двуглавая система порождала конфликты между главами и сити-менеджерами, а выборность мэров — конфликты между ними и губернатором.
Фракция КПРФ отметила, что предложенная модель «лучше двуглавости», о вреде которой она говорила еще давно, но заявила, что голосовать за нее не будет. Коммунисты продолжают настаивать на необходимости возврата к всенародным выборам мэра.
Господин Гвоздев пояснил „Ъ“, что пока система вводится только в городах региона, стоит ли ее устанавливать во всех муниципалитетах, «эта возможность еще будет рассматриваться в следующем году».
Вице-президент Центра политических технологий, доктор политических наук Ростислав Туровский отмечает, что «одноглавая модель сейчас вводится повсеместно, и очевидно, что она устраивает прежде всего губернаторов». «Но власть и „Единая Россия“ на самом деле своим принципам не изменили, просто закрепили неизбираемого сити-менеджера в качестве полноценного руководителя города. Это усиление властных институтов, а учитывая, что на отбор главы решающее влияние оказывает губернатор, это и усиление губернаторской вертикали. Похоже, что четвертая модель — всерьез и надолго, поскольку соответствует установкам федерального центра и устраивает губернаторов, так что переход к прямым выборам мэров маловероятен», — сказал политолог.