Заводы легли под пули
Два саратовских оборонных предприятия прекратили производство
Два саратовских оборонных предприятия прекратили работу из-за отсутствия заказов. Об этом вчера на заседании правительства региона заявил министр промышленности и энергетики Саратовской области Андрей Куликов. Речь идет об АО «9‑й ЦАРЗ», в отношении которого началась процедура банкротства, и о Саратовском заводе приборных устройств. В минпроме уверяют, что ведут переговоры о дальнейшей судьбе оборонных предприятий и рассчитывают загрузить их заказами. Эксперты говорят о возможности выведения заводов из кризиса при наличии «политической воли».
Как следует из доклада, представленного на заседании правительства Саратовской области министром промышленности и энергетики региона Андреем Куликовым, два наиболее проблемных из работающих на оборонно-промышленный комплекс предприятия остановили производство. С его слов, не работают АО «9‑й центральный автомобильный ремонтный завод» (9-й ЦАРЗ) и ОАО «Саратовский завод приборных устройств» (СЗПУ). Обе компании не получают заказов от Министерства обороны РФ.
По словам господина Куликова, 9-й ЦАРЗ (выполнял работы по капитальному ремонту с модернизацией гусеничной и автомобильной техники. — „Ъ“) долгое время существовал без руководства, предприятием управляло АО «Спецремонт» (64,97% в уставном капитале компании «9-й ЦАРЗ») в лице Дмитрия Большакова, и руководитель у ремонтного завода появился только в начале декабря этого года. Им стал Евгений Шпилевой. Как пояснил министр, в январе новый глава 9‑го ЦАРЗ должен представить в правительство план дальнейшего развития предприятия. Кроме того, Андрей Куликов подчеркнул, что ранее обращался к министру обороны РФ Сергею Шойгу с просьбой прояснить дальнейшую судьбу предприятия, но не получил «вразумительного ответа». «Мы получили ответ, что завод подарят „Ростеху“, но это неверно», — заметил господин Куликов.
Что касается СЗПУ, занимавшегося производством боеприпасов, то его проблема, по словам главы саратовского минпромэнерго, в наличии сильных конкурентов, к которым уходят заказы. «Есть другой завод в Пензе (АО «Нижнеломовский электромеханический завод». — „Ъ“), который выпускает такую же продукцию, но производственных мощностей там не хватает», — заявил господин Куликов. С его слов, уполномоченные министерства встречались с представителями ГК «Ростех» (СЗПУ входит в состав ОАО НПО «Прибор» ГК «Ростехнологии». — „Ъ“) и добились принципиальной договоренности о том, чтобы часть госзаказа разместилась на площадках саратовского завода.
Обе названные министром промышленности компании находятся на грани банкротства. В декабре принято заявление о признании АО «9‑й центральный автомобильный ремонтный завод» несостоятельным от пяти сотрудников предприятия. Сумма требований — 1,076 млн руб. Подробностей заявления пока нет, оно принято к рассмотрению 7 декабря, и первое заседание состоится после новогодних праздников. Это третье заявление о банкротстве 9-го ЦАРЗ. До этого компании удалось отбиться от заявления ЧОП «Полюс-К» в декабре 2016 года и пермского ООО «Ремком» в мае 2015 года. При этом финансовое состояние завода нестабильное: 2016 год он завершил с убытком в 16,5 млн руб., имея выручку в 351,1 млн руб. Летом 2016 года на заводе начались сокращения персонала.
ОАО «СЗПУ» находится в процедуре банкротства с 2011 года, когда ПАО «Саратовэнерго» подало заявление из-за долга в 8,3 млн руб. В марте 2014 года была введена процедура наблюдения. В июне этого года ОАО НПО «Прибор» заявило, что готово погасить долг Саратовского завода приборных устройств в размере 146 млн руб., однако этого не произошло. В конце октября ГК «Ростех» как один из кредиторов ходатайствовала о введении конкурсного производства. Последняя финансовая отчетность предприятия в открытых источниках датирована 2011 годом, в тот же год оно было акционировано из ФГУП.
Вчера на заседании правительства губернатор Валерий Радаев потребовал от кабмина проконтролировать, чтобы три земельных участка, на которых расположен проблемный завод, не ушли в собственность сторонних лиц. По его словам, земля должна остаться в собственности региона. «Министерству инвестиционной политики и имущественных отношений необходимо занять более жесткую позицию, к этому вопросу нужно подключить депутатов. Достаточно Саратову таких экспериментов», — заявил господин Радаев.
Критическая ситуация на двух оборонных заводах Саратовской области складывается на фоне общего роста объема гособоронзаказа в регионе. Со слов Андрея Куликова, ГОЗ выполнен на 107,2% от уровня 2016 года, в 2018 году запланировано увеличение заказа еще на 2–3%.
Получить комментарии на обоих проблемных предприятиях „Ъ“ вчера не удалось, на них не отвечал ни один телефон.
Сопредседатель Общественного совета при министерстве промышленности и энергетики области, экс-глава минпрома региона Сергей Лисовский считает, что оба завода могут быть выведены из кризисного состояния при наличии «волевых решений». «Проблема 9-го ЦАРЗ в том, что Минобороны заводом не интересуется, но и не передает „Ростеху“, нужно определиться, кто будет заниматься заводом, и отвечать за него», — отмечает господин Лисовский. ОАО «СЗПУ», по его словам, может быть загружено заказами, однако ему требуется модернизация. «Преимущество завода приборных устройств, в отличие от ЦАРЗ, в том, что у него есть большой рынок сбыта», — отмечает Сергей Лисовский.