Вето — это маленькая жизнь
Краевой минстрой получит преимущество в комиссиях по застройке
Как стало известно „Ъ-Прикамье“, краевые власти собираются ужесточить контроль градостроительной деятельности в территориях Прикамья. В частности, с помощью поправок в региональный закон о граддеятельности вносится пункт о наделении представителей кабмина в городских комиссиях по застройке правом вето. В кабмине считают, что это позволит навести порядок и учитывать интересы исполнительной власти. Эксперты напоминают, что комиссии — совещательный орган, а окончательное решение по застройке территории принимают руководители территорий и их парламенты.
Вчера губернатор Пермского края Максим Решетников подписал законопроект, предусматривающий изменения в закон Пермского края о градостроительной деятельности. Документ вчера был внесен в заксобрание Пермского края, сообщает собеседник, близкий к краевым властям.
Как пояснили „Ъ-Прикамье“ в региональном минстрое, проектом предусматривается право правительства Пермского края устанавливать порядок использования территорий общего пользования в муниципалитетах края.
Наиболее жесткое требование вводится в отношении комиссий по рассмотрению проектов правил землепользования и застройки (ПЗЗ): предлагается включать в составы этих комиссий представителей краевой власти, которые будут иметь право вето на любые решения комиссий.
Собеседник, близкий к краевым властям, сообщил „Ъ-Прикамье“, что новые правила призваны навести порядок в градостроительной политике, поскольку в территориях «строят что хотят», и это идет вразрез с планами исполнительной власти Прикамья. «Пожалуй, впервые исполнительная власть Прикамья берет на себя ответственность за градостроительную деятельность в территориях», — добавляет источник издания. По данным „Ъ-Прикамье“, в первую очередь краевые власти интересует градостроительная политика в Перми и Пермском районе.
Отметим, что губернатор Максим Решетников практически сразу после прихода в регион позиционировал себя сторонником жесткого госрегулирования в градостроительной политике, в первую очередь — в краевой столице. Весной 2017 года он лично вмешался в ситуацию строительства многоэтажных комплексов в центре Перми, в итоге городские власти отказались дать разрешение на их реализацию. По инициативе губернатора, краевые власти требуют от застройщиков нести дополнительные расходы в виде строительства социальной инфраструктуры (детсадов и школ).
В мэрии Перми инициативу краевых властей по внесению изменений в закон о градостроительной деятельности поддерживают. По словам собеседника в мэрии, краевые коллеги проговаривали с городскими чиновниками такую возможность. «Любое должностное лицо хотело бы иметь универсальные критерии оценки своей деятельности. Если минстрой принимает на себя такую функцию, это хорошо», — полагает собеседник. Единственное, что отметил источник „Ъ-Прикамье“, важно, чтобы согласование решений с краем проходило максимально оперативно, поскольку такие же комиссии по ПЗЗ есть не только в Перми, но и во многих территориях региона. «Но краевой кабмин сейчас быстр и эффективен как никогда», — подытожил источник.
Впрочем, члены пермской комиссии по ПЗЗ не разделяют оптимизма. «Возможность налагать вето не соответствует требованиям Градкодекса. Да и что в принципе означает вето в данном случае? Комиссия по землепользованию — совещательный орган. Она не принимает решений, а только рекомендует главе Перми направить или не направить в думу то или иное изменение в правила. На мой взгляд, краевые власти двигаются не в ту сторону. Вместо того чтобы заниматься вопросами территориального планирования на региональном уровне и разработкой нормативов по социалке и другим направлениям, они хотят все контролировать», — отмечает член пермской городской комиссии по землепользованию и застройке Денис Галицкий.
Его коллега архитектор Игорь Луговой считает, что необязательно предпринимать столь экстраординарные меры. По его словам, состав комиссии ПЗЗ «настолько отточен и сбалансирован», что исключает возможность лоббирования бизнес-проектов двумя-тремя членами. Он напоминает, что градостроительные проблемы в городе возникают не на уровне ПЗЗ, а гораздо раньше, когда федеральные органы регистрируют сделки по продаже спорных участков, а городские власти и депутаты устанавливают те или иные зоны. «И уже потом собственник начинает действие», — говорит эксперт. Архитектор также считает, что краевая власть сама является одним из главных лоббистов в пермской комиссии ПЗЗ. По его словам, именно с подачи прежних краевых властей были сняты ограничения для квартала ВКИУ, что позволило приобрести за бюджетные средства так и не пригодившееся для галереи здание казармы.