Меньше трех не собираться
Владимир Путин подписал указ о развитии конкуренции
Владимир Путин подписал готовившийся два года Федеральной антимонопольной службой (ФАС) указ о национальном плане развития конкуренции. Проект, с которым также работало «Открытое правительство», стал менее радикален и более технологичен. Наиболее жесткая идеологема в нем — присутствие на любом конкурентном рынке не менее трех компаний, одна из которых должна быть частной. Указ, подписанный 21 декабря, уже заведомо не войдет в список новых программных майских указов или их аналогов после выборов 2018 года.
Владимир Путин 21 декабря подписал указ о развитии конкуренции, который правительство готовило на протяжении двух лет. ФАС пришлось дорабатывать проект указа из-за возражений администрации президента (см. “Ъ” от 16 октября), а до того — коллег по Белому дому и бизнеса (см. “Ъ” от 2 и 7 ноября 2016 года). Большинство спорных инициатив службы в процессе были сняты или смягчены, основные идеи Белого дома поддержаны.
Основные направления законодательной борьбы за конкуренцию в 2018 году
Подписанный Владимиром Путиным указ, включающий в себя национальный план развития конкуренции на 2018–2020 годы, требует «считать активное содействие развитию конкуренции… приоритетным направлением» работы всех ветвей власти и ЦБ. В частности, он требует присутствия во всех отраслях экономики «не менее трех хозяйствующих субъектов», один из которых должен быть частным.
Основными принципами проконкурентной госполитики названы сокращение доли госкомпаний в экономике, обеспечение свободы экономической деятельности, поддержка развития малого и среднего предпринимательства, учет развития конкуренции в госинвестициях.
Масштабный график принятия и внесения правительством различных законопроектов является частью указа — важнейшими из них являются, видимо, законы о запрете создания новых ГУПов на конкурентных рынках и об отказе от покупки рыночных компаний государством, о сокращении доли ГУПов и МУПов на рынке ЖКХ и увеличении долей частных компаний в системе ОМС в здравоохранении, о принципах тарифной реформы (см. подробнее «Ъ-Онлайн»). Отдельно на 2018 год заявлен новый подход к определению списка госкомпаний, инвестпрограммы которых контролирует Белый дом. Среди выпавших из планов ФАС пунктов — это в первую очередь намерения ведомства Игоря Артемьева согласовывать инвестпрограммы госмонополий и усиление роли в антимонопольной деятельности Генпрокуратуры, при этом само ведомство несколько расширит свои полномочия (см. подробнее «Ъ-Онлайн»). При этом из документа практически исчез предлагавшийся ранее дух «кампании за конкуренцию» — например, предложение активно освещать борьбу с монополистами на федеральных телеканалах.
Что выпало из антимонопольного плана в сравнении с его ранними проектами
Указ упоминает некоторые разработки «Открытого правительства», которое в последние месяцы активно содействовало в подготовке и документа ФАС, и указа,— в плане развития конкуренции очевидно влияние принципов реформы контроля и надзора, требующей внедрения риск-ориентированного подхода в этой области, развитие антимонопольного комплаенса находится в этом русле. Нацплан также поддерживает «цифровые» инициативы ФАС последних лет, требуя совершенствования антимонопольного регулирования «в целях эффективного пресечения нарушений антимонопольного законодательства, носящих трансграничный характер, и повышения конкурентоспособности российских компаний на мировых рынках».
По словам главы ФАС Игоря Артемьева, «указ, утверждающий национальный план развития конкуренции, служба разработала по инициативе министра Михаила Абызова при активном участии бизнес-сообщества и экспертов "Открытого правительства"». Как рассчитывает глава ФАС, принятие национального плана «позволит осуществить прорыв в части перехода ФАС от активных мер по защите конкуренции к активным мерам по ее развитию — документ содержит как приоритеты и принципы антимонопольной политики, так и конкретные задачи для конкретных рынков». Предполагается, что план будет регулярно утверждаться указом президента по аналогии с Национальным планом противодействия коррупции (он утверждается каждые два года).
Особой жесткости в практической реализации планов развития конкуренции не ожидается. Так, предложения об ограничении закупок у единственного поставщика госзаказчиками и госкомпаниями будут обсуждаться лишь в апреле 2019 года или позже. Отметим, подписание указа до выборов 2018 года можно в какой-то мере считать неудачей ФАС — наличие такого документа в списке новых майских указов в 2018 году существенно усилило бы его значение.