Министрам расписали шансы на отставку
«Петербургская политика» подготовила доклад о перспективах правительства
Фонд «Петербургская политика» в преддверии президентских выборов в марте 2018 года подготовил доклад, в котором ранжировал членов правительства. Наибольшие шансы на отставку у министров из групп «кандидаты в аллергены» и «политические тяжеловесы». Как сказал “Ъ” глава «Петербургской политики» Михаил Виноградов, шансы главы правительства Дмитрия Медведева на отставку будут зависеть от того, какой политический сценарий выберет президент.
Авторы доклада «Члены первого правительства Медведева: активность накануне предстоящей отставки» распределили членов правительства по группам: «политические тяжеловесы», «кандидаты в аллергены», «команда премьера», «символы кадрового омоложения», «ветераны», «технократы», «инкогнито». Отметив, что приближение президентских выборов «вызывает турбулентность в коридорах исполнительной власти», фонд напомнил, что «в период выборов происходит самый значительный объем кадровых перестановок в правительстве».
По поводу первой группы, говорится в докладе, «чаще других высказываются прогнозы» о замене министра иностранных дел Сергея Лаврова и главы МВД Владимира Колокольцева. При этом господин Лавров возглавил два неформальных «табеля о рангах» — он самый возрастной член правительства (67 лет) и дольше всех министров находится на посту (13 лет). «В случае Лаврова разворачивается почти открытая борьба за кресло»,— отмечается в докладе. В случае Владимира Колокольцева «звучит тема постепенной уступки влияния руководству Российской гвардии». Самое шаткое положение у министров из группы «кандидаты в аллергены». При этом авторы доклада отметили, что особенность «нынешней ситуации» в том, что многие «традиционно привлекательные для накопления антирейтинга сферы — социальная политика, экономика, армия, сельское хозяйство — вышли из-под удара». В то же время «в зоне имиджевых рисков» оказались министры образования и науки Ольга Васильева, культуры Владимир Мединский, вице-премьеры Виталий Мутко и Дмитрий Рогозин. А господа Мединский и Мутко также попали в топ-5 самых нелюбимых СМИ министров, глава Минкульта к тому же оказался лидером по негативным публикациям.
«Одна из коллизий этой кампании, будут ли разменивать "аллергенов", Путин это не очень любит без особой необходимости,— сказал “Ъ” глава "Петербургской политики" Михаил Виноградов.— Сейчас в обществе апатия, выдвижение Путина не дало мощной эмоциональной встряски его сторонникам и противникам, а задачи по повышению явки никто не отменял. Если будет необходимость привлечь внимание к политике, в запасе есть несколько министров. Но их немного — ведь отставки условных малоузнаваемых Топилина или Скворцовой "продать" будет трудно».
Одной из «особенностей» нынешнего политического цикла называются информационные кампании вокруг возможных отставников: кроме Сергея Лаврова и Виталия Мутко, в их число попали вице-премьер Аркадий Дворкович, министры по вопросам «Открытого правительства» Михаил Абызов, по делам Северного Кавказа Лев Кузнецов. Отмечается и «рост неопределенности вокруг общего статуса членов правительства после ареста Алексея Улюкаева и судебного процесса над ним».
«При Путине в двух из трех случаев его предвыборных кампаний правительство менялось радикально,— напомнил “Ъ” Михаил Виноградов.—
То, кто придет, волнует элиты даже больше, чем то, кто уйдет, и все ждут набор сигналов, какой будет конфигурация следующего срока Владимира Путина.
Пока от него очевиден сигнал на омоложение кадров — и всем интересно, распространится ли он на кабинет министров».
В докладе отмечается, что у части элит есть «ожидания от борьбы вокруг кандидатуры будущего премьера как ключевой интриги начавшейся избирательной кампании». Из графиков доверия населения следует, что в период с 2008 по 2017 год рейтинг господина Медведева значительно упал: вдвое (с 16 до 30%) выросло число граждан, которые относятся к нему «нейтрально, безразлично», число россиян, испытывающих к нему отвращение, выросло с 1 до 9%, тех, кто не может о нем сказать ничего хорошего,— с 4 до 17%. А граждан, которые симпатизируют Дмитрию Медведеву, напротив, стало ощутимо меньше: 23% в 2008 году, 8% — в 2017 году. «Год для Медведева был непростым, но сейчас нет темы, что все беды от Медведева, антимедведевской волны нет ни у критиков, ни у лоялистов,— объяснил Михаил Виноградов.— Сам он в публичной плоскости не стремится подчеркивать положение "человека №2" в табели о рангах. Его судьба будет зависеть от того, что окажется главнее — желание оставить всё как есть,— очевидно, что Медведев комфортен для Путина, или висящая в воздухе потребность в радикальном кадровом обновлении». Как отметил господин Виноградов, не случайно на пресс-конференции президента не звучало личных обязательств по отношению к Медведеву и «возможность развилки Путин сохранил, или по крайней мере дал наблюдателям повод увидеть здесь возможность интриги». Пресс-секретарь Дмитрия Медведева Наталья Тимакова не ответила на звонки “Ъ”.