Мир высокой моды уходит в интернет
Почему кутюрье переносят показы в новые форматы
Именитые кутюрье все чаще отказываются представлять новые коллекции на подиумах. Вместо этого они устраивают презентации в Сети и активно используют новые технологии. Например, на днях британский дизайнер Вивьен Вествуд решила не участвовать в неделе мужской моды в Лондоне, а снять для новой линейки одежды фильм. Можно ли говорить о новом тренде, выясняли Лилия Пономарева и Елена Иванова.
Традиционные дефиле в свете софитов, сопровождаемые шепотом VIP-гостей, медленно уходят в прошлое. Теперь модным балом правят новые технологии, которые приходят на смену привычной презентации на подиуме. А некоторые кутюрье и вовсе игнорируют мировые недели моды. Вместо этого они, например, снимают коллекцию в короткометражных фильмах или выпускают приложения дополненной реальности. В ряды новаторов уже вошли дизайнеры Вивьен Вествуд, Том Форд и Демна Гвасалия. И другие стараются не отставать, отметила лайфстайл-обозреватель «Коммерсантъ FM» Настя Ройзман: «Усталость от показов привычного формата ощущается уже давно. Наступила новая эпоха, когда мода соединяется с технологиями. На показе Дианы фон Фюрстенберг пару лет назад модели вышли на подиум в Google Glass, а марка Fendi не так давно выпускала в зал квадрокоптеры с камерами, и за показом можно было наблюдать еще и онлайн на официальном сайте бренда. Креативный директор Mosquino Джереми Скотт начал сотрудничество с одной инновационной компанией и стал демонстрировать свои показы в шлемах виртуальной реальности».
Некоторые дизайнеры идут по иному пути, даже более радикальному: они экспериментируют с площадками для дефиле. Так, эпатажный модельер Карл Лагерфельд несколько лет назад превратил в подиум Великую китайскую стену, а модный дом Pierre Cardin устроил показ посреди пустыни. Тренд подхватили и россияне. Несколько месяцев назад внимание мирового глянца привлекла необычная презентация, которая проходила в коровнике. Ее организовала дизайнер Яна Недзвецкая; для показа своих коллекций она также снимает короткометражки. По словам Недзвецкой, публика устала от привычных форматов, и ее нужно впечатлять: «Представьте себе, что такое неделя моды: 20 минут показа, и все. Такие траты сил и энергии, и все это просто в пыль. Лучше бы сняли фильм: это сюжет, это интересная концепция, и одежда уже вписана в канву этой ленты. Фильм не может повториться, ведь это ваши чувства, ваши мысли, какая-то ваша миссия».
Впрочем, желание удивить — не единственный двигатель нового тренда: немаловажную роль играют и деньги. Участие в мировых неделях моды обходится все дороже. И именитые кутюрье могут позволить себе сэкономить, ведь в итоге их коллекция все равно будет иметь успех, отметил генеральный директор Ассоциации высокой моды и прет-а-порте Евгений Ящук: «Любой показ, особенно известных дизайнеров, — это большие затраты: сценография, гости, пресса, режиссура, музыка, модели, это сильно влияет на зарплаты внутри коллектива. Очень многие инвесторские группы не считают нужным делать это, потому что голосуют, как правило, потребители кошельками в магазине».
Впрочем, протест дизайнеров может иметь и более глобальные цели — например, изменить стратегию потребления в современном обществе. Вивьен Вествуд, например, предложила девиз «Покупай меньше, выбирай тщательнее, пользуйся вещами долго». Но достаточно ли убедительны эти доводы, пока не очень понятно.
Неделя мужской моды в Лондоне пройдет с 5 по 8 января следующего года. В день, когда была запланирована презентация Вивьен Вествуд, журналисты получат по электронной почте короткометражный фильм и серию фотографий с новой коллекцией.