Эта музыка не будет вечной
Почему онлайн-магазины по продаже треков уходят в прошлое
Крупнейшие игроки рынка отказываются от бизнеса по продаже музыки онлайн. Как пишут СМИ, компания Apple планирует через год закрыть сервис iTunes. Причиной стало резкое снижение продаж на фоне роста популярности стриминговых программ, которые позволяют слушать музыку онлайн по подписке или бесплатно, но с рекламой.
История iTunes в этом смысле максимально показательна, считает главный редактор портала AppleInsider Ренат Гришин: «Этот шаг со стороны Apple весьма ожидаем, потому что корпорация, выйдя на рынок стриминга и запустив свой сервис Apple Music, может опираться на собственные данные и аналитику. И в компании видят, что продажи стали сокращаться. В частности, даже на российском рынке люди все чаще подписываются на стриминговые сервисы и реже покупают музыку. Например, стоимость одного альбома почти сопоставима с месячной подпиской на Apple Music, так что покупать его становится просто невыгодно».
В США стриминг обогнал продажи музыки по популярности еще год назад, выяснили аналитики Nielsen, а звукозаписывающая компания Warner Music заявила, что в этом году увеличила прибыль именно за счет онлайн-прослушиваний. К примеру, песни Эда Ширана только на сервисе Spotify запускали 6 млрд раз. Артист и правообладатели получили за это $25 млн.
Apple и другие корпорации, которые занимаются стримингом, теперь могут диктовать условия сотрудничества исполнителям и их лейблам, отметил директор по маркетингу компании «Системный софт» Руслан Галка: «Допустим, человек купил какой-то трек, но мы же не можем понять, как часто он его прослушивает. Может,он вообще про него забыл. А если видно, что пользователь постоянно обращается к каким-то композициям, то, условно говоря, игроки рынка понимают, что песню исполнителя А прослушали 1 млн человек столько-то раз. В этом случае, например, Apple может предложить музыканту записать эксклюзивный альбом, прослушать который можно будет только через "яблочные" сервисы. По этой модели раньше работал Amazon, который собирал предзаказы от читателей, анализировал, какие книги читают чаще всего, и заказывал писателям эксклюзивные произведения только для клиентов своего магазина».
В мире музыки появился еще один тренд — ренессанс виниловых пластинок, продажи которых растут на 25% ежегодно. При этом компакт-диски покупают все реже. В отличие от физических носителей, популярность на скачивание музыки в интернете уйдет в прошлое безвозвратно, уверен генеральный директор Warner Music Russia Александр Блинов: «Мне кажется, что стриминг — это бизнес-модель, с которой сложно конкурировать. Если посмотреть отчеты Международной федерации производителей фонограмм по музыкальному рынку стран мира, то заметен один и тот же тренд — доходы сервисов, которые занимаются продажей, снижаются. Полагаю, что это долгосрочная тенденция, и маловероятно, что она будет носить обратимый характер».
Apple запустила интернет-супермаркет iTunes в 2003 году. За это время магазин продал более 10 млрд песен. Сейчас в нем доступно 43 млн треков и 15 тыс. фильмов. По данным СМИ, после закрытия iTunes весь этот контент будет доступен на стриминговом сервисе Apple Music.
Как музыка продается в России
О том, почему с появлением IPCHAIN (новый механизм обработки информации о правах и правообладателях) жизнь авторов должна стать легче, а также о последствиях конфликта в Российском авторском обществе (РАО) и будущем обществ по коллективному управлению правами и российского музыкального рынка в целом, Борис Барабанов поговорил с председателем совета директоров РАО и генеральным директором фирмы «Мелодия» Андреем Кричевским.