Область ограниченного примирения
Как характер мурманского губернатора перевернул региональную политику
Губернатору Мурманской области Марине Ковтун уверенно прочили осенью 2017 года отставку, однако в список уволенных глав регионов она в итоге не попала. Позднее в ответ на то, что в отношении членов команды губернатора были возбуждены уголовные дела, госпожа Ковтун обвинила силовиков в политическом заказе. С Мариной Ковтун встретился Владимир Путин, однако и после беседы с президентом слухи о скором увольнении не прекратились. За тем, как живет регион в перманентном политическом обострении, наблюдал корреспондент “Ъ” Андрей Перцев.
«Для региона это настоящий стресс, который мы все до сих пор переживаем»,— рассказывает “Ъ” об ощущениях последних месяцев сити-менеджер Мурманска Андрей Сысоев. Марине Ковтун прочили отставку во время осенней ротации глав регионов, сама она 23 октября заявила о давлении силовиков и «политическом заказе». Разговоры о вероятной отставке губернатора были небеспочвенными: в июле в кабинетах высокопоставленных чиновников региона прошли обыски, а в октябре по подозрению в коррупции был арестован глава аппарата губернатора Игорь Бабенко. Госпожу Ковтун одновременно с губернаторами-отставниками вызывали в администрацию президента (АП), однако 2 ноября с ней встретился Владимир Путин и пообещал поддержку ее проектам. «Ситуация достигла предела, что-то должно было произойти и произошло: президент встретился с губернатором. Но следственные действия до сих пор идут. Все находится в подвешенном состоянии»,— отметил депутат облдумы от КПРФ, бывший мэр Апатитов Михаил Антропов. Один из влиятельных единороссов пояснил: «Все остальные губернаторы, о которых говорили, были уволены, значит, слухи (об отставке госпожи Ковтун.— “Ъ”) не были беспочвенными. Жители обсуждают их на кухнях, в банях, в транспорте».
Достаточно быть дипломатом
11 декабря во время ежегодного доклада перед депутатами, муниципальными главами и руководителями предприятий Марина Ковтун держалась уверенно: говорила о достижениях и планах. Выступление длилось больше двух часов. «Посмотрите на этих людей: они, кажется, внимательно слушали, хлопали. Но думают они о другом!» — сказал “Ъ” один из слушателей речи. Три источника “Ъ” рассказали, что протекцию Марине Ковтун оказал Владимир Стржалковский. С ним она работала в Ростуризме и «Норникеле», которыми господин Стржалковский руководил в разное время. Свое слово в поддержку главы региона замолвил и патриарх Кирилл. Теперь мурманских политиков, бизнесменов и жителей волнует, сколько проработает губернатор.
«Мурманская область — это монотерритория. Здесь расположены предприятия крупнейших вертикально интегрированных корпораций — “Норникеля”, “Фосагро”, СУЭК, СЗФК, “Росатома”, “Еврохима”. Сейчас в область приходят НОВАТЭК и “Роснефть”. На своих территориях корпорации формируют пулы депутатов, выдвигают глав. В Мурманске сильный муниципалитет. В каком-то смысле работать губернатором здесь достаточно просто — для этого важно быть коммуникатором и дипломатом»,— пояснил “Ъ” собеседник в региональной администрации. В качестве примера успешного коммуникатора он приводит экс-губернатора Юрия Евдокимова, называет и фамилию Марины Ковтун, но уточняя — «образца 2012–2013 годов». Она возглавила регион в 2012 году и поначалу была популярна.
До госпожи Ковтун областью три года руководил бывший глава Росрыболовства Дмитрий Дмитриенко, не имевший до этого отношения к региону. «Вместе с ним приехало около 300 человек, которые были определены даже на не самые значительные должности: главы госпредприятий, рядовые чиновничьи посты, не говоря о правительственных. Мы называли их парашютисты, десантники»,— вспоминает депутат облдумы от «Справедливой России» Александр Макаревич.
Михаил Антропов полагает, что тогда глава региона работал «в пользу лояльных ему коммерческих структур». Внутренней политикой, по словам нескольких собеседников “Ъ”, руководил советник Дмитрия Дмитриенко политолог Леонид Давыдов. «Это был серый кардинал. Я тогда был мэром Апатитов и уволил главу управления ЖКХ, чья работа меня не устраивала,— губернатор спросил, почему я так с ним обошелся. Оказалось, что этот чиновник учился вместе с Давыдовым, позже он стал главой Кольского района»,— рассказал Михаил Антропов. Леонид Давыдов заверил “Ъ”, что мурманские политики приписывают ему «несуществующие заслуги».
Вскоре варяги привлекли внимание силовиков: в кабинетах правительственных чиновников прошли обыски. «В сейфах у них нашли какие-то деньги, а что за деньги? Тайна следствия! А сейчас уже обо всем и забыли!» — возмущается господин Антропов. Недовольство приезжей командой сказалось на результатах «Единой России» на выборах в Госдуму в 2011 году (партия набрала в области 32%, в целом по стране — 49%), вскоре после этого Дмитрий Дмитриенко был уволен, вслед за ним снялись с мест его соратники. При этом один из влиятельных единороссов признает, что «при Дмитриенко было реализовано несколько проектов». «Чего стоит только объездная дорога вокруг Мурманска. У Дмитриенко была серьезная поддержка на федеральном уровне. Но главное, с губернатором можно было вести переговоры, доказать ему свою правоту»,— рассуждает собеседник “Ъ”.
Марина Ковтун считает, что «жителями региона и группами влияния» период правления Дмитрия Дмитриенко был «воспринят не очень хорошо». «О чем свидетельствует короткий срок его руководства: он проработал всего три года»,— объясняет она “Ъ”. По мнению Леонида Давыдова, госпоже Ковтун достались проекты, «которые были распаханы Дмитриенко».
На пост губернатора Марина Ковтун была назначена в 2012 году с поста вице-спикера облдумы, на котором она успела проработать четыре месяца. До этого она работала заместителем главы Кольской ГМК (предприятие «Норникеля). «Наша фракция голосовала за нее, хотя установка по всей стране была не поддерживать кандидата от власти. Я объяснял своему руководству — люди меня просто не поймут, если я проголосую против»,— говорит Александр Макаревич. Госпожа Ковтун обещала разобраться с наследием предшественника и осуждала его политику. Членами ее команды стали выходцы из структур «Норникеля» — на пост первого зама был назначен бывший директор архангельского морского порта Александр Тюкавин, вице-губернатором по внутренней политике — Анатолий Векшин. Сейчас в региональной администрации работают и представители других крупных корпораций — «Фосагро», «Росатома». «Я очень ценю опыт, который приобретают управленцы, работая в крупных промышленных компаниях. Дилетантов там не держат»,— пояснила Марина Ковтун. С ее приходом регион стал активно заявлять о своей роли в освоении Арктики. «Роль и место Мурманской области никто не может оспорить, здесь находится единственный круглогодичный незамерзающий порт. И из 67 портов РФ только мурманский порт имеет статус “без ограничений”»,— подчеркнула губернатор.
Она рассказывает про находящиеся в стадии реализации проекты: строительство НОВАТЭКом производства в Белокаменке, мурманский транспортный узел. У этих планов есть критики. «Мы уже обожглись на Штокмане — при Дмитриенко заявляли, что область станет базой его освоения, к нам придет газ. Ничего этого нет. Новые проекты это хорошо, но транспортному узлу уже переносили сроки, сокращали финансирование. НОВАТЭК планирует завозить рабочую силу, на региональный бизнес его проект мало влияет»,— сетует коммунист Антропов.
Еще одна претензия к работе администрации региона — госдолг. По словам господина Антропова, «Евдокимов сдал регион почти с нулевым госдолгом, а сейчас он почти 19 млрд». «У нас всегда бюджетные показатели соответствуют бюджетному правилу»,— уверяет корреспондента “Ъ” Марина Ковтун.
«Она человек-война»
В «Единой России», КПРФ и «Справедливой России» говорят о плохом характере губернатора. «Я ее предупреждал — главное, чтобы на этом посту не выросла корона, но корона становилась все больше и больше»,— отметил Александр Макаревич. По словам Михаила Антропова, «эмоциональная составляющая (в работе губернатора.— “Ъ”) очень большая, характер определяет судьбу». Все собеседники “Ъ”, описывая стиль руководства госпожи Ковтун, используют слова «царица», «владычица морская». «Для нее конфликт — естественная стихия, без него при мирной жизни она чувствует себя некомфортно»,— считает источник в партии власти. «Ей нужно быть всегда мобилизованной, она человек-война»,— подтверждает господин Макаревич.
По его словам, даже единороссы, которые позволяли высказывать свое мнение, были «зачищены». «Спикер облдумы Михаил Ильных потерял пост, полностью обновился состав замов (три человека.— “Ъ”), хотя это были самые лояльные люди. Досталось и тем, с кем у Марины Ковтун было противостояние раньше»,— сказал “Ъ” справоросс.
Первый громкий конфликт при Марине Ковтун в Мурманской области произошел в 2014 году. Был арестован крупный предприниматель в сфере ЖКХ — экс-советник Юрия Евдокимова и Дмитрия Дмитриенко Геннадий Шубин. Он имел большое влияние на отделение партии власти и после выборов в облдуму в декабре 2011 года смог провести в спикеры своего кандидата — Василия Шамбира, хотя единороссы официально выдвинули Евгения Никору. На этот пост тогда претендовала в том числе Марина Ковтун. «У “Норникеля” были свои виды на спикерство — их представители беседовали со мной, будут ли депутаты поддерживать Ковтун. Я сказал, что их кандидату лучше было бы набраться опыта, поработав вице-спикером, спикерство бы потом от нее не ушло»,— рассказал Александр Макаревич. «Влияние Шубина было очевидным после избрания спикером Василия Шамбира»,— отмечает Михаил Антропов.
Господина Шамбира арестовали в 2013 году. «У губернатора был фактически оппозиционный ей спикер и не самая лояльная дума. Она выбрала самый жесткий вариант, чтобы поставить депутатов под контроль — Василий получил реальный срок»,— вспоминает Андрей Сысоев. Собеседники “Ъ” уверены, что у господина Шамбира на тот момент не было губернаторских амбиций. «Он был избран по партсписку, только начинал работу спикером. И не набрал еще опыта и популярности для участия в выборах»,— пояснил Александр Макаревич. Геннадий Шубин на судебном процессе говорил о политической подоплеке дела: якобы в Кремле в качестве кандидата на пост губернатора рассматривался и Василий Шамбир. «Основная задача бизнеса — добиваться результатов, меняя собственную бизнес-политику, а не влияя на руководство области, чтобы добиваться от них каких-то преференций»,— объясняет претензии к господину Шубину Марина Ковтун.
По словам одного из мурманских чиновников, после дела Шубина—Шамбира Марина Ковтун «почувствовала кровь»: «Она поняла, что может успешно разбираться с недоброжелателями или влиятельными группами при помощи силовых структур».
В 2014 году госпожа Ковтун заручилась согласием президента на досрочное избрание губернатором и набрала 68% голосов. Занявший второе место Михаил Антропов получил 11%. «На стороне губернатора был административный ресурс, хотя внешне демократия соблюдалась — муниципальный фильтр нам пройти не мешали»,— отмечает он.
По словам собеседника “Ъ”, близкого к региональному правительству, после избрания отношения губернатора с крупными компаниями изменились. «С “Норникелем” они напряженные, с “Фосагро” — тоже, с СЗФК — никакие. Нейтральные — с “Росатомом” и НОВАТЭКом»,— перечисляет он. А депутат, просивший не называть его имени, приводит пример «Фосагро»: «Компания перешла на консолидированный бюджет, регион потерял 2 млрд руб., для регионального бюджета это большая цифра!» Собеседник “Ъ” полагает, что Марина Ковтун считает корпорации зависимыми от региональной власти: «Она к ним не придет чего-то просить — “вы и так должны”, результаты таких отношений налицо». В «Фосагро» пояснили “Ъ”, что «компания не переходила на консолидированный бюджет — произошло объединение активов на базе одного предприятия в Череповце, которое теперь называется АО “Апатит”». «Что касается налоговых отчислений в бюджеты областей присутствия предприятий компании, то их совокупный объем не изменился, но распределение стало более равномерным»,— пояснили в компании, назвав отношения с администрацией области «конструктивными».
«Все крупные предприятия выполняют свои задачи, у них, наверное, есть свои представления о том, как должна работать власть в регионе, но для меня важнейшим остаются интересы региона и его жителей. Невозможно обслуживать интересы какой-либо одной группы влияния — тогда ты не губернатор, а просто ставленник этой группы»,— описывает свои отношения с крупным бизнесом Марина Ковтун. Она посетовала, что «некоторые представляют, что губернатор — это некий Буратино, на которого можно повлиять, как-то его подточить под свои интересы, подрихтовать». «Один ножки подрезал, другой ручки укоротил, третий — носик, чтоб не лез куда не надо… Потом это превращается в бревно или в полено, которое уже никому не интересно»,— заключила госпожа Ковтун.
Область против города
Источник “Ъ”, близкий к региональной администрации, полагает, что переломным моментом в политической карьере губернатора стал ее конфликт с мэрией Мурманска. В областном центре действует двуглавая система управления — мэром является спикер гордумы, администрацией управляет сити-менеджер. До думских выборов 2016 года в совете депутатов председательствовал Алексей Веллер. «Но начали распространяться слухи, что у него есть губернаторские амбиции. Это надуманный повод, этих амбиций у Алексея не было»,— уверен Андрей Сысоев. По его словам, вице-губернатор Игорь Бабенко обратился к силовикам с просьбой проверить господина Веллера: «Проверили все под микроскопом, ничего не нашли». «Против меня тоже возбуждали дела»,— сообщил господин Сысоев. Городские власти противостояли областным в судах, отсуживая дотации бюджетников, а также в областном парламенте. «Там есть пул мурманских депутатов, губернатор их называла “мушкетеры Веллера”»,— рассказывает господин Сысоев. Михаил Антропов говорит, что коммунисты были в этом конфликте скорее на стороне областной власти: «Например, в строительстве для расселения ветхого жилья прослеживались коррупционные моменты». «Когда работа строится таким образом, что субъекту федерации муниципалитет ставит условия — мы будем работать хорошо, если вы нам дадите больше денег, это не разговор. Ультиматумы в политике, как правило, заканчиваются не в интересах ни той ни другой стороны»,— заявила Марина Ковтун. Отметим, что конфликт с мэрией и «Единой Россией» стоил в 2009 году поста Юрию Евдокимову: он видел на посту главы города своего зама Сергея Субботина, партия власти решила поддерживать градоначальника Михаила Савченко. Победил господин Субботин, вскоре господин Евдокимов был уволен.
После пары лет противостояния господин Веллер избрался в Госдуму, а спикером-мэром стал Дмитрий Филиппов, лояльный областной власти. Отношения между главой города и сити-менеджером не самые лучшие.
Летом 2017 года начались обыски и аресты в администрации региона. Теперь уже бывшего вице-губернатора Игоря Бабенко и нескольких его подчиненных обвинили в мошенничестве — в частности, в составлении фиктивных договоров на предоставление товаров и услуг. На сайте «Блогер51» так описана эта схема: правительственное учреждение делало госзакупки, но в то же время просило крупные компании представить товары или услуги бесплатно. В конце октября Марина Ковтун провела брифинг, где выступила с необычным для главы региона заявлением. «Уже около года я как высшее должностное лицо и правительство Мурманской области в целом испытываем серьезное давление со стороны правоохранительных органов. Оно выражается в массированных запросах, проверках и других акциях устрашения»,— объявила она. Госпожа Ковтун связала «давление» с «муниципальными чиновниками».
Собеседники “Ъ” рассказывают, что у губернатора хорошие отношения с главой областного МВД Николаем Баталовым. «Свои угрозы неугодным она способна реализовать в том числе и через правоохранительные органы»,— полагает Михаил Антропов. Александру Макаревичу выступление госпожи Ковтун показалось странным: «Ведь она сама прибегала к силовому ресурсу, почему же она рассчитывала, что его не применят против нее». Обыски в правительстве региона вела ФСБ, в них принимали участие сотрудники из федерального центра.
Источник “Ъ” в региональной власти объясняет, что администрация региона обратилась в Москву с просьбой разобраться во взаимодействии регионального ФСБ и властями Мурманска. «Но результат был противоположный. Комиссия из Москвы приехала, но никакой связи не обнаружила, зато пошли обыски в правительстве»,— уверяет он.
По словам Марины Ковтун, она не «вправе и не хочет комментировать действия правоохранительных органов». «Органы госвласти никогда не будут противодействовать правоохранителям для того, чтобы те докопались до истины: что было, до какой степени было, кем были допущены нарушения»,— заверила она.
Следователи продолжают работать в регионе. Мурманские политики и бизнесмены уверены, что до президентских выборов в марте 2018 года перестановок не будет. «Президент Марину Ковтун все-таки принял!» — подчеркнул Михаил Антропов.
Во время осенней ротации губернаторов среди возможных преемников Марины Ковтун назывались вице-спикер Госдумы Ирина Яровая, заместитель полпреда в Северо-Западном федеральном округе Любовь Совершаева, замминистра энергетики Алексей Текслер (выходец из «Норникеля»). «Мы слова “ротация” и слышать не хотим. Законодательная власть работает вместе с исполнительной в тандеме»,— указывает спикер заксобрания, глава областных единороссов Сергей Дубовой. Он уверен, что госпожа Ковтун продолжит работать на своем посту. Леонид Давыдов полагает, что «Марина Ковтун плоть от плоти своего региона». «В регионе ожидали местного и получили его, а если бы назначили (тоже местного.— “Ъ”) Алексея Веллера, все могло бы быть еще интереснее. Вопрос ведь не в том — местный человек или варяг»,— уточняет он.
Марина Ковтун на вопрос о выдвижении на новый срок в 2019 году отвечает так: «Это не зависит от моего желания, но работать надо так, чтобы не было стыдно перед теми, кто придет в будущем».