Рамзан Кадыров пришел в новую соцсеть
С чем связано удаление его аккаунтов в Instagram и Facebook
В Госдуме отреагировали на блокировку в соцсетях Рамзана Кадырова. На днях страницы главы Чечни в Instagram и Facebook были удалены. Ранее США внесли политика в так называемый «список Магнитского». Спикер Госдумы Вячеслав Володин назвал это «нарушением международного права» и пообещал симметричный ответ. Каким он может быть? И что будет делать Рамзан Кадыров без излюбленного сервиса — Instagram? Выяснял Алексей Соколов.
Историю с блокировкой аккаунтов Рамзана Кадырова спикер Госдумы Вячеслав Володин назвал «политикой закрытия ртов» и отметил, что на Западе «боятся публичного разговора, боятся правды». На прошлой неделе Минфин США расширил «список Магнитского». В числе прочих туда попал и чеченский лидер, которого обвинили в причастности к «внесудебным расправам, пыткам и другим грубым нарушениям международно признанных прав человека».
А в субботу аккаунты политика в Facebook и Instagram оказались заблокированы. Реакция их владельца оказалось любопытной. Кадыров в своем Telegram-канале написал, что сам давно хотел удалить свои страницы, да как-то неудобно было перед подписчиками, а блокировку Instagram связал с действиями «покровителей сервиса в Белом доме».
В свою очередь, министр Чечни по национальной политике и внешним связям Джамбулат Умаров сообщил РБК, что работа по возвращению аккаунта ведется. Однако позже в Чечне вспомнили, что разрабатывают собственную соцсеть — Mylistory. Внешне это копия все того же Instagram, но с дизайном в цвете сусальной позолоты. Как отметил Кадыров, сервис «ни в чем не уступает заморским».
Пресс-секретарь главы Чечни Альви Каримов рассказал «Коммерсантъ FM», что в соцсеть сейчас массово переходят те, кто привык общаться с чеченскими политиками в Instagram, но сам Кадыров не забывает и про другие сервисы: «Пользователи Instagram тысячами переходят на Mylistory. Десятки тысяч человек за несколько часов уже подписалось на аккаунт Рамзана Кадырова. Я думаю, что в течение ближайших дней это количество перевалит за миллион. Глава Чечни также активно будет пользоваться и «В Контакте», и Twitter, и Telegram».
Официального комментария от Instagram и Facebook еще не поступало. В соцсетях предположили, что аккаунты Кадыров мог удалить и сам, для вящего драматизма после внесения в «список Магнитского». Но ведущий аналитик центра «Роцит» Урван Парфентьев считает, что в этом случае соцсети выступили бы с разгромным опровержением. Кроме того, у Кадырова остался аккаунт в американском же Twitter. Эксперт подчеркнул, что такое поведение, в целом, нехарактерно для ведущих мировых соцсетей: «Санкции, как правило, ранее касались визовых или финансовых, имущественно-хозяйственных вопросов. Но об аккаунтах в соцсетях речи никогда не шло. Тем более эта деятельность производится на безвозмездной основе, то есть в данном случае, возможно, это инициатива непосредственно администрации соцсетей».
Вообще, соцсеть, изначально предназначенная для публикации фотографий, непостижимым образом в Чечне стала рупором и рычагом местной власти. К примеру, один из активных подписчиков Кадырова был назначен министром республики — через все тот же Instagram. Сервис настолько важен для чеченских политиков, что после блокировки аккаунта Рамзана Кадырова сначала спикер Магомед Даудов, а позже и весь парламент Чечни, демонстративно покинули соцсеть.
Политолог Дмитрий Орешкин прогнозирует, что новый сервис вряд ли может стать таким же мощным инструментом: «Чиновники, конечно, будут ей пользоваться, но точно так же они могли пользоваться голубиной почтой в пику проклятому Западу. Это, в общем, симптомы движения назад, к советским стандартам, когда номенклатура формирует замкнутое сословие, которое не подвержено критике и живет по своим законам».
В Госдуме пообещали опираться на принцип взаимности и подготовить зеркальный ответ. Каким он может быть, пока неясно
Чеченские политики заявили, что блокировка аккаунтов Кадырова и его попадание в «список Магнитского», — это «подтверждение его последовательной политики в интересах Российской Федерации и преданности курсу Владимира Путина».