Все как по маслу

развитие

Еще несколько лет назад российские автомобилисты были убеждены, что в автомобиль можно заливать масло исключительно иностранного производства. Но отечественный производитель доказывает, что его продукция не только не уступает, но и может превосходить в качестве импортные аналоги. В этом убедились иностранные автоконцерны: в России все зарубежные производители двигателей сотрудничают с ЛУКОЙЛом.

Фото: ПАО "ЛУКОЙЛ"

Основной тенденцией российского сектора смазочных материалов является замещение иностранных производителей отечественными. Ведущий производитель на рынке — ЛУКОЙЛ — выпускает около 1 млн тонн масел, смазок и технических жидкостей на трех собственных заводах в России: в Перми, Волгограде и Тюмени; четырех площадках за рубежом: в Австрии, Румынии, Турции и Финляндии; а также двух совместных предприятиях: в Волгограде и Новополоцке (Белоруссия). Ассортимент компании включает более 700 видов масел и смазок и в полной мере соответствует уровню глобальных мейджоров. Только в 2017 году было разработано более 50 новых продуктов, ориентированных на новые и перспективные требования OEM (original equipment manufacturer — оригинальный производитель оборудования.— "Ъ"). Например, в 2017 году ЛУКОЙЛ вывел на российский рынок моторное масло ЛУКОЙЛ Genesis Armortech VN 5W-30 — первый отечественный продукт с одобрением VW 504 00/507 00, самой массовой современной спецификацией немецкого автоконцерна Volkswagen.

В общем объеме производства ЛУКОЙЛа растет доля именно премиальных смазочных материалов, соответствующих новым стандартам. Так, в 2017 году объем продаж подобных продуктов увеличился на 12% по сравнению с 2016 годом, а в России — на 3%. Высокую динамику показали сегменты смазок — 40% роста, и судовых масел — 23%.

"ЛЛК-Интернешнл" создана в 2005 году на базе департамента производства и продаж масел ЛУКОЙЛа. На российских заводах компании производится более 40% от общего объема производства смазочных материалов в РФ. Судовые масла ЛУКОЙЛ охватывают 12% мирового рынка. Производственные активы расположены как в России, так и за рубежом — в Белоруссии, Турции, Румынии, Финляндии, Австрии. Продукция поставляется более чем в 100 стран мира.

Несмотря на лидирующие позиции, компания постоянно развивается. В 2017 году она активно осваивала новый для себя сегмент смазочно-охлаждающих жидкостей (СОЖ) для различных операций металлообработки. Сейчас число разработанных продуктов уже достигло 17. Также начался выпуск собственных пакетов присадок для этого сегмента. В следующем году ЛУКОЙЛ намерен предложить рынку не только СОЖ, но и полный портфель технических жидкостей, используемых на всех этапах производства металлических изделий.

Знаковый для компании проект — российско-белорусское предприятие "ЛЛК-Нафтан" (СП ЛУКОЙЛа и "Нафтана") — является ведущим производителем присадок на территории СНГ. Его ассортимент насчитывает уже 120 продуктов, которые поставляются более чем в 30 стран мира. Текущий рост продаж на экспорт повлиял на увеличение производства присадок с 23 тыс. до 27 тыс. тонн в год. Проводимая сегодня масштабная модернизация производства на заводе СП в Новополоцке позволит в 2018 году превзойти отметку уже в 30 тыс. тонн.

Еще одно уникальное предприятие — ИНТЕСМО (СП ЛУКОЙЛа и РЖД) — стало крупнейшим производителем смазок в России. Если в 2014 году в момент запуска в Волгограде нового завода смазок компания выпускала несколько видов железнодорожных смазок, то сегодня ее ассортимент — 115 продуктов для различных отраслей, в том числе автомобильной, металлургической и горнодобывающей. В инженерном центре ИНТЕСМО ежегодно разрабатываются и испытываются десятки смазок, технические характеристики которых не только не уступают импортным аналогам, но и по некоторым критериям — например, низкотемпературным свойствам,— их превосходят.

Новые партнеры

Одними из крупнейших потребителей продукции "ЛЛК-Интернешнл" в РФ являются зарубежные автопроизводители. В 2017 году за достижения в области поставок масел международным автоконцернам компания получила премию Российского автомобильного форума в номинации "Лучший российский поставщик". В прошлом году продукцию компании начал использовать для первой заливки калининградский автозавод "Автотор". Также второй раз подряд ЛУКОЙЛ выиграл тендер на поставку моторных масел для конвейерной заливки двигателей на завод Volkswagen Group Rus в Калуге. Все зарубежные автозаводы--производители двигателей на территории России сегодня сотрудничают с ЛУКОЙЛом. Флагманские продукты, используемые большинством из них в первой заливке,— моторные масла Genesis для легковых и "Авангард Профессионал" для грузовых автомобилей.

В 2017 году ЛУКОЙЛ начал сотрудничество с китайским автопроизводителем Dongfeng (DFM), а также группой PSA (Peugeot Citroen) в России. Продолжались поставки в адрес Renault Nissan, Ford, GM, MAN и ГАЗ. Компания успешно прошла в России аудиты Volkswagen, Ford и Renault Nissan, получив высокую оценку менеджмента качества производства и логистики.

Глобальный игрок

Завоевав российский рынок, ЛУКОЙЛ укрепляет свои позиции на международной арене. Российский экспортный центр (РЭЦ) осенью подписал рамочное соглашение о сотрудничестве с компанией. Организация будет помогать продвигать масла отечественного лидера на зарубежных рынках.

В 2017 году ЛУКОЙЛ начал поставки смазочных материалов в Китай. В апреле компания создала в стране дочернее общество LUKOIL Lubricants China. Как сообщил в конце декабря руководитель Максим Дондэ, объем первой партии смазочных материалов составил 1 тыс. тонн. Также, сообщил топ-менеджер, в ноябре 2017 года компания зарегистрировала дочернее общество в Мексике — LUKOIL Lubricants Mexico. По словам Максима Дондэ, первые заказы от местных дистрибуторов уже поступили. Оба рынка очень перспективны, так как являются крупнейшими мировыми центрами глобальной автоиндустрии.

Помимо этого ЛУКОЙЛ становится все более узнаваемым брендом в Западной Европе — продажи премиальных масел ЛУКОЙЛ по итогам 2017 года выросли здесь примерно на 30%, в том числе за счет контрактов в сфере первых и сервисных заливок для крупных автомобильных брендов и производителей гидравлического оборудования. Объем производства завода LUKOIL Lubricants Europe (LLE) в Вене увеличился на 56%. Событием года для ключевой площадки компании в Старом Свете стала сертификация по обновленному международному автомобильному стандарту IATF 16949:2016.

В этом году десятилетний юбилей работы на рынке смазочных материалов Румынии отметила LUKOIL Lubricants East Europe (LLEE). Компания укрепила сотрудничество не только с местными автотранспортными предприятиями, но и рядом других компаний в Юго-Восточной Европе и на Балканском полуострове. В следующем году LLEE собирается активно продвигать свои продукты для предприятий горной промышленности, строительной отрасли и сельского хозяйства. Модернизированное блендинговое производство в Плоешти, отвечающее лучшим европейским стандартам, позволяет ЛУКОЙЛу производить здесь смазочные материалы любых спецификаций для всех отраслей промышленности.

На суше и на море

Еще одним стратегическим направлением работы ЛУКОЙЛа в сфере смазочных материалов является поставка судовых масел. В 2017 году LUKOIL Marine Lubricants (LML), дочерняя структура компании, существенно упрочила свои позиции на этом рынке, увеличив долю до 12%. В течение года LML заключила ряд крупных контрактов, включая соглашение на поставку смазочных материалов 50% флота компании Seaspan — мирового лидера среди независимых владельцев контейнеровозов и компаний, управляющих ими. Seaspan владеет собственным флотом и управляет судами крупнейших мировых компаний, таких как COSCO, Yang Ming, Hapag-Lloyd, K-Line, MOL, Maersk и MSC.

Компания продолжает развитие интеллектуальной системы цилиндровой смазки iCOlube, которая была разработана в 2014 году: более чем двухлетний опыт эксплуатации первых установок убедительно доказал фактическое снижение расходов на ремонт и замену запчастей в дополнение к экономии топлива и масла. В апреле--сентябре этого года LUKOIL Marine Lubricants получила 26 новых заказов от компаний, которые уже имеют опыт эксплуатации десяти установок iCOlube.

"iCOlube — это история успеха, благодаря этой системе мы укрепили свои позиции технологического лидера рынка и смогли добиться дальнейшего роста",— заявил глава LUKOIL Marine Lubricants Виктор Журавский. За последние два года клиенты, использующие эти установки, дополнительно перевели на масло ЛУКОЙЛ 386 судов.

История успеха судовых масел вдохновила компанию на активные поиски новых возможностей экспансии и в других сегментах — индустриальном и потребительском. ЛУКОЙЛ поставил перед собой амбициозную цель — не пытаться "копировать" лучшие зарубежные образцы, а создавать масла, превосходящие их по эффективности.

Именно поэтому в компании в этом году стартовала масштабная программа совместных разработок с рядом мировых автомобильных OEM. Таким образом, новые масла ЛУКОЙЛ будут разрабатываться параллельно созданию двигателей будущих поколений. Эти смазочные материалы, по оценке компании, будут востребованы рынком уже в 2020-2025 годах.

Ирина Салова

Вся лента