ФАС ловит такси
Агрегаторов перевозок проверят на ценовой сговор
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) начала расследовать возможный ценовой сговор агрегаторов такси. «Яндекс.Такси», Uber, Gett и другим крупным сервисам придется в течение десяти дней объяснить ведомству формирование цен на поездки перед Новым годом. Стоимость поездок выросла не из-за картельного сговора, а по причине резкого роста числа заказов, продолжают настаивать в самих сервисах.
Федеральная антимонопольная службы запросила у агрегаторов такси информацию о формировании цен и их динамике за год, сообщили “Ъ” в пресс-службе ведомства. На рост цен жаловались пользователи социальных сетей. Запросы направлены компаниям «Яндекс.Такси», Uber, Gett, RuTaxi, «Такси Ритм» и Maxim, уточняют в ФАС. Они обязаны предоставить данные в течение десяти рабочих дней. В случае доказанности участия компаний в картеле им может грозить оборотный штраф и уголовная ответственность, поясняют в ФАС. Если же рост цен вызван объективными экономическими причинами, наказания агрегаторы не понесут.
В праздничный период базовые тарифы неизменны, настаивает директор по коммуникациям Uber в России и СНГ Ирина Гущина. Но если в определенный момент времени спрос в конкретных районах города превышает предложение, то платформа автоматически применяет повышающий коэффициент, привлекая тем самым больше водителей в эту точку города, объясняет она. Как только баланс спроса и предложения восстанавливается, цена возвращается к базовому тарифу. «Пользователь видит точную стоимость поездки заранее, поэтому может решить — совершить поездку или подождать, пока спрос снизится»,— подчеркивает госпожа Гущина.
В «Яндекс.Такси» также утверждают, что не планируют менять тарифы в связи с новогодними праздниками. Но цена поездки в сервисе также сильно зависит от спроса: если заказов такси существенно больше, чем физически могут выполнить работающие на линии машины, система может автоматически включать повышающий коэффициент. «Это временная мера, которая в периоды особо высокого спроса помогает вызвать такси тем, кому это нужно срочно. В такие моменты мы вместе с партнерами-таксопарками стараемся вывести на линию как можно больше водителей. Их привлекает возможность больше заработать в периоды высокого спроса»,— поясняют в компании. Чем больше водителей выходит на линию — тем ниже становится повышающий коэффициент. В предновогодний период спрос на такси особенно высок, дороги становятся более загруженными, что влияет на время поездок, а водители менее активно выходят на линию, стараясь больше времени провести с семьями, говорят в компании.
В преддверии Нового года стоимость услуг изменяется не только в такси, но и у большинства компаний, однако у кого-то они вырастают в цене на 20%, а у кого-то на 50%, поэтому речи о сговоре в таких случаях в принципе не может быть, считает источник “Ъ” в одном из сервисов на рынке перевозок.
«Это, конечно, никакой не сговор»,— согласен директор по развитию inDriver Егор Федоров. В период активного шопинга и корпоративов, совмещенный с зимней непогодой, пассажиры одновременно обращаются к сервисам такси, и предложение автомобилей не поспевает за лавинообразным ростом заказов, поясняет он. Это подтверждается и данными inDriver, который работает по другой модели: в нем стоимость поездки формируется на рыночной основе напрямую между пассажирами и водителями. При этом в предновогодний период стоимость заказов также резко растет — примерно в 1,5–2 раза, а с утра 2 января ситуация нормализуется. «Надо перетерпеть этот период, стараясь ездить при сильной необходимости или быть готовым переплатить»,— резюмирует господин Федоров.
В Gett от комментариев отказались.