Похоронили все, что удалось найти
Через год после авиакатастрофы Ту-154 в Сочи продолжают прощаться с ее жертвами
На военном кладбище в Подмосковье была проведена процедура прощания с последними жертвами авиакатастрофы военного Ту-154, рухнувшего в море 25 декабря прошлого года после взлета с аэродрома Сочи. Тела примерно половины из 92 погибших обнаружили и похоронили вскоре после трагедии. Затем еще целый год море выносило на берег фрагментированные останки других пассажиров — их предавали земле после прохождения генно-молекулярной экспертизы. От 12 пассажиров не нашли ничего, поэтому в специальные ящики пришлось класть их одежду или вещи.
Фото: Пресс-служба МЧС России
Минобороны не только организовало для родственников последних жертв катастрофы всю церемонию прощания, но и предоставило под захоронение жертв катастрофы свое Федеральное военное мемориальное кладбище возле деревни Сгонники в Мытищинском районе Подмосковья. На нем традиционно хоронят только военнослужащих, да и то лишь тех, которые дослужились до высших армейских чинов либо геройски погибли во время боевых действий. На этот раз в зоне мемориального комплекса, построенного в самом центре кладбища специально для жертв декабрьской катастрофы, разрешили предать земле всех пассажиров — и военных и гражданских.
Отметим, что похороны в этом комплексе шли весь 2017 год. Сначала здесь проводили в последний путь пассажиров, тела которых удалось обнаружить и идентифицировать сразу после трагедии. Затем, в течение года и уже по одному хоронили останки, которые Черное море постепенно выносило на сочинские пляжи. По каждому фрагменту проводилась генно-молекулярная экспертиза, после этого человек официально признавался погибшим и следствие давало разрешение на его захоронение. Однако, спустя год после катастрофы выяснилось, что 12 из 92 тел просто исчезли и найти их больше нет никакой надежды. Тогда и было, как сообщил адвокат потерпевших Игорь Трунов, решение делать так называемые похороны в отсутствие тел.
«Такая процедура, к сожалению, становится объективной реальностью нашего времени,— пояснил “Ъ” адвокат Игорь Трунов, представляющий интересы родственников погибших.— Устраивать похороны без покойного приходится едва ли не после каждой авиакатастрофы или масштабного теракта. С одной стороны, федеральный закон о похоронном деле это запрещает, но с другой, людям, потерявшим родственника, нужно место поклонения. Кроме того, гибель человека должна быть официально признана и задокументирована для решения различных юридических и имущественных вопросов. Поэтому властям и приходится идти навстречу потерпевшим».
Так было и на этот раз — следствие официально признало всех 12 ненайденных погибшими, а Минобороны предоставило их родственникам мини-гробы и специальную капсулу, в которой была заложена горсть земли с сочинского побережья. Ее привезли к мемориалу на бронеавтомобиле «Тигр».
В ящички близким погибших разрешили положить то, что каждый из них посчитал нужным и уместным. Некоторым удалось хоть в каком-то виде соблюсти обряд — следствие передало им выловленные из моря фрагменты одежды или личные вещи, взятые погибшими в их последний полет. Известно, например, что в один из них положили связку ключей от квартиры, принадлежавшую одному из погибших. Ключи вместе с сыгравшим роль поплавка массивным пластмассовым брелоком были обнаружены на одном из пляжей. Другие родственники решили похоронить отрезанную еще в девическом возрасте и много лет хранившуюся дома косу пассажирки. Однако предать земле экспонат из семейного архива не удалось. Дело в том, что кос в шкафу оказалось не одна, а две, поскольку стригли перед школой сразу двух родных сестер. При этом вспомнить, какие волосы принадлежат живой, а какие — погибшей женщине, их родители за давностью лет так и не смогли. Косы прошли генно-молекулярную экспертизу, но даже специалистам не удалось их идентифицировать из-за того, что биоматериал родственников оказался схожим по своей структуре. Те, кому не досталось ничего, положили в ящички фотографии погибших или просто цветы.
Похороны прошли перед открытием памятника на мемориальном комплексе, выполненного скульптором Максимом Малашенко — вчера утром с него была торжественно снята белая ткань. Погибших провожали в последний путь под печальное «Адажио», написанное начальником и художественным руководителем Академического ансамбля песни и пляски российской армии им. Александрова Валерием Халиловым. Сам дирижер, напомним, вместе со многими своими музыкантами летел 25 декабря прошлого года в Сирию, чтобы дать там праздничный концерт для военнослужащих. Все они погибли в катастрофе. В заключительной части церемонии по традиции прозвучал гимн России и грянул троекратный залп.
Фотогалерея
Катастрофа Ту-154 год спустя
25 декабря 2016 года в Черном море через минуту после вылета из аэропорта Адлера потерпел крушение самолет Ту-154. К 26 декабря поисковая группа включала 3,5 тыс. человек, 45 кораблей, 192 водолаза, 12 самолетов и пять вертолетов
Фото: ТАСС / Пресс-служба МЧС России
В момент катастрофы на борту находились 92 человека, включая директора фонда «Справедливая помощь» и члена президентского Совета по правам человека Елизавету Глинку (Доктор Лиза). Российский филантроп намеревалась передать медикаменты и расходные материалы в университетский госпиталь в Латакии
Фото: ТАСС / Valery Sharifulin
Жертвами крушения Ту-154 также стали 65 участников ансамбля песни и пляски Российской армии имени А.В. Александрова — почти весь хор коллектива, за исключением трех солистов, которых не было на борту
На фото: композитор и главный военный дирижер России Валерий Халилов
Фото: ТАСС / Марина Лысцева
Артисты направлялись в Сирию, чтобы сыграть новогодний концерт для военнослужащих на российской авиабазе Хмеймим
Фото: Коммерсантъ / Эмин Джафаров
26 декабря на расстоянии 1,7 тыс. метров от берега были обнаружены обломки самолета. Радиус разброса обломков составил 500 метров, эта информация дала специалистам основание полагать, что самолет разрушился в воздухе. В СМИ появились версии о теракте, но позднее следов взрыва на борту не было обнаружено. Глава Минтранса Максим Соколов объяснял разброс течением
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Коротаев
26 декабря ФСБ России назвала основные версии крушения Ту-154: попадание в двигатель посторонних предметов, некачественное топливо, ошибка пилотирования и техническая неисправность. Признаков теракта не было выявлено
Фото: РИА Новости / Пресс-служба МЧС России
27 и 28 декабря из воды были извлечены два бортовых самописца. На основе их данных эксперты заявляли, что версия об ошибке пилотирования воздушного судна является приоритетной. Тогда же источник в оперативном штабе на месте ЧС сообщал, что, по предварительным данным, на борту рассогласованно сработали закрылки. В результате подъемная сила якобы была потеряна, скорость не была достаточной для набора высоты, и самолет упал
Фото: РИА Новости / Пресс-служба МЧС России/ТАСС
29 декабря начальник службы безопасности полетов авиации Вооруженных сил России Сергей Байметов сообщил, что полет Ту-154 продлился около 70 секунд, лайнер успел набрать высоту в 250 метров при скорости 360-370 км/ч. Господин Байнетов также сообщил, что первоначально было более 15 версий крушения Ту-154, однако в ходе расследования их число уменьшилось вдвое
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Коротаев
В марте 2017 года техническая часть расследования катастрофы была завершена. Согласно экспертам, самолет не падал, а разбился при посадке на воду в управляемом полете. Одной из причин такой посадки могла стать дезориентация пилота в пространстве. 26 апреля издание «Газета.Ru» опубликовало материал, согласно которому причиной катастрофы была перегрузка — после дозаправки вес Ту-154 якобы составил около 110 тонн вместо нормативных 98. Однако уже на следующий день Следственный комитет РФ опроверг эту версию
Фото: ТАСС / Пресс-служба МЧС России
В мае Минобороны обнародовало итоги расследования катастрофы Ту-154 над Черным морем. Ведомство установило, что после взлета командир борта Роман Волков вместо набора высоты направил самолет в пике. При этом в кабине пилотов никто ничего не замечал, лишь на девятой секунде, сидящий сзади летчиков штурман, произнес: «Командир, мы падаем»
Фото: РИА Новости / Нина Зотина
В ходе расследования были проведены 356 судебно-медицинских, 23 молекулярно-генетических, три взрыво-технических и одна фоноскопическая экспертиза, а также судебное химическое исследование горюче-смазочных материалов
Фото: Коммерсантъ / Петр Кассин
Потерпевшими по уголовному делу были признаны 156 человек
Фото: Коммерсантъ / Глеб Щелкунов
В первую годовщину катастрофы Следственный комитет России сообщил, что версия взрыва на борту полностью исключена. Срок расследования неоднократно продлевался. В последний раз — 3 декабря 2018 года (до 25 марта 2019 года)
Фото: Коммерсантъ / Кристина Кормилицына