«Жемчужную реку» не пустили на восток
Оператор оставил без новогодних туров более 900 туристов из Башкирии
Приход на местный рынок китайского туроператора «Жемчужная река» продолжает сопровождаться проблемами. Его вторая попытка начать чартерную программу из Уфы на остров Хайнань — с 23 декабря — вновь не удалась: компания не смогла согласовать с китайскими авиавластями слоты на эти рейсы. Не удалось туроператору и оперативно переориентировать это направление на Вьетнам. У специалистов отрасли есть разные предположения о причинах неудач «Жемчужной реки». По информации “Ъ-Уфа”, без новогодних туров оператора остались около 900 башкирских туристов. Их обещают отправить в январе или вернуть деньги. По мнению юристов, через суд туристы смогут и взыскать выплату морального вреда.
214 клиентов туроператора «Жемчужная река» вчера ночью не смогли вылететь из Уфы рейсом авиакомпании «Северный ветер» на вьетнамский курорт Нячанг. Туроператор объяснил отмену вылета высокой загруженностью аэропорта Камрани в преддверии новогодних каникул, в том числе 1 января, на которое планировался следующий рейс.
Положение осложнилось тем, что чартеры во Вьетнам должны были стать компенсацией туристам, не сумевшим вылететь с «Жемчужной рекой» в субботу на китайский остров Хайнань. За два дня до вылета, 21 декабря, компания уведомила клиентов, что не сможет обеспечить чартер, так как китайские авиационные власти не согласовали слоты партнеру программы — авиакомпании «Икар» (Pegas Fly).
Директор по развитию «Жемчужной реки» Александр Юров в субботу назвал ситуацию беспрецедентной для туристического бизнеса и обещал оперативно переориентировать направление на Нячанг с сохранением туристам всех условий.
В то же время представитель «Жемчужной реки» Евгений Косинков пояснил “Ъ-Уфа”, что это «контролирующие органы России попросили не возить туристов во Вьетнам, так как не могут контролировать происходящее в этой стране».
Это не первая проблема, с которой столкнулись башкирские клиенты «Жемчужной реки». Они начали покупать туры оператора еще в сентябре. Тогда сообщалось,что чартерная программа на Хайнань стартует с ноября в партнерстве с авиакомпанией «Вим-авиа». Но перевозчик объявил себя банкротом. Поиск нового партнера занял около месяца — им стал «Икар», но начало программы отложили на конец декабря. За это время, по информации “Ъ-Уфа”, башкирские клиенты оператора приобрели около 900 туров средней стоимостью 30 тыс. руб. приблизительно на 27 млн руб. Рейсы планировались еженедельно по субботам.
Вчера «Жемчужная река» сообщила, что начала возмещать туристам стоимость путевок в полном объеме. Клиентам на выбор предлагается выплата компенсации в течение 10 дней или переоформление поездки на период после 10 января: к этому времени оператор все же рассчитывает получить от властей КНР разрешение на вылеты на Хайнань.
В «Северном ветре» и Pegas Fly на запрос “Ъ-Уфа” вчера оперативно не ответили.
«Новый перенос рейса — это дополнительные издержки. Отпуск закончится, придется оформлять новый, но уже за свой счет. К тому же гарантий, что туры все-таки состоятся, нет»,— сообщил “Ъ-Уфа” один из покупателей путевки — уфимец Олег Крицкий. Клиенты обсуждают обращение в суд с исками о возмещении морального вреда.
Отраслевые эксперты высказывают несколько предположений о причинах трудностей «Жемчужной реки». «Ситуация для отрасли нехарактерная,— отмечает директор ассоциации "Турпомощь" Александр Осауленко.— Насколько я знаю, при подготовке программы авиационные власти принимающей стороны — КНР неоднократно подтверждали согласование рейсов, а потом не дали слоты. Такое редко, но бывает. У меня 26-летний опыт сотрудничества с китайскими партнерами, поэтому могу сказать: скорее всего, причин мы никогда не узнаем». Исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев полагает, что туроператор мог не справиться с ажиотажем при организации новогодних рейсов. «Об этом можно судить по тому, что компания готова перенести туры только на январь»,— отмечает он. Примеры, когда китайские авиационные власти не согласовывали слоты авиакомпаниям, были и раньше — из-за задержек, допущенных российскими перевозчиками, отмечает господин Пантелеев. Александр Осауленко добавляет, что причиной отмены заменных рейсов в Нячанг мог стать отказ туристов: «Если не все согласились лететь вместо Хайнаня во Вьетнам, туроператор мог решить не гонять полупустые самолеты. Это нерентабельно».
По мнению юристов, проблем с возмещением морального вреда в судах у туристов не будет. «Такая практика исполнения закона о защите прав потребителей применяется широко,— отмечает адвокат Аскар Мингазетдинов.— Доказать вину туроператора будет несложно. Конечно, речь идет не о крупных суммах. Обычно присуждают компенсацию ущерба от 5 тыс. до 25 тыс. рублей».