Правозащитники хотят изучить опросные листы
СПЧ требует от Общественной палаты объяснения итогов довыборов в ОНК
Совет по правам человека (СПЧ) направил в Общественную палату (ОП) письмо, в котором требует разъяснить, почему часть правозащитников, в том числе рекомендованных СПЧ, не попала в общественно-наблюдательные комиссии (ОНК) в местах принудительного содержания по итогам довыборов, проведенных советом ОП. Глава СПЧ Михаил Федотов не исключает нарушений регламента ОП и законодательства. В СПЧ заявляют, что выйдут из рабочей группы по ОНК, если не добьются содержательных разъяснений. Секретарь Общественной палаты Валерий Фадеев сообщил “Ъ”, что ОП готовит ответ СПЧ. Сами правозащитники считают, что ОП следует лишить права формирования ОНК.
СПЧ направил в Общественную палату письмо с требованием разъяснить, почему по итогам голосования совета ОП в ОНК не попала часть правозащитников, в том числе рекомендованных Советом по правам человека. Как пояснил “Ъ” глава СПЧ Михаил Федотов, у членов СПЧ есть подозрения в том, что были нарушены не только джентльменские договоренности, но также регламент ОП и закон о формировании ОНК. Для этого необходимо изучить опросный лист, который использовался при голосовании членами совета ОП. «Мы не знаем, какие именно ошибки в документах послужили причиной отказа, например, члену СПЧ Елене Масюк, которой мы дали рекомендацию. Мы считаем, что она была бы очень полезным членом ОНК»,— сказал господин Федотов.
Напомним, члены совета ОП поддержали меньше трети тех кандидатов, которых им предложили поддержать правозащитники, в том числе СПЧ (рекомендовал 84 кандидата). Из 230 кандидатов в ОНК, которые подали документы, совет ОП выбрал лишь 75 человек.
Как сообщил “Ъ” секретарь ОП Валерий Фадеев, ответ СПЧ будет направлен, скорее всего, уже после Нового года. По его словам, нарушений при голосовании не было, причиной отказа правозащитникам послужили недочеты в предоставленных ими документах, например, у госпожи Масюк не было «одной из справок, которая должна быть нотариально заверена». Секретарь ОП признал, что надо снизить бюрократические требования: «Подумаем, как помочь довести документы до ума, по-другому организовать». При этом он затруднился сказать, предоставит ли палаты СПЧ опросные листы, отметив лишь, что вопрос будет обсуждаться после Нового года на рабочей группе по ОНК.
СПЧ ждет ответ не позднее середины января нового года. Если содержательного ответа не последует, в СПЧ не исключают отзыва своих представителей из рабочей группы по ОНК (в нее, помимо членов Совета по правам человека и ОП, входит уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова и представители региональных ОНК). По словам госпожи Масюк, письмо с просьбой разъяснить итоги голосования в ОП направила также выдвинувшая ее организация «Красный Крест». Татьяна Москалькова считает «протест неконструктивным». «Я в курсе ситуации, надо продолжать переговоры»,— заявила она “Ъ”.
Ранее с открытым письмом к секретарю ОП обратилась правозащитница Зоя Светова, выдвинутая Союзом комитетов солдатских матерей (ей было отказано во включении в ОНК Мордовии). «Общественная палата, проигнорировав мнение СПЧ и уполномоченного по правам человека в РФ, узурпировала правозащитные функции, которые ей никогда никто не делегировал, злоупотребила доверием президента Владимира Путина»,— пишет она. Госпожа Светова, которая с 2008 года по 2016 год была членом ОНК Москвы, отмечает, что «не получила ни одного нарекания ни от УФСИН по Москве, ни от ФСИН РФ, ни от МВД», также рекомендации ей дали сенатор от Тверской области, бывший омбудсмен Владимир Лукин и Татьяна Москалькова. Елена Масюк и правозащитница Лидия Дубикова, также не прошедшая в ОНК, сказали “Ъ”, что у ОП следует изъять полномочия, с которыми та не справляется. «Всем, что там происходит, вертит аппарат, члены ОП ничего не решают. Это ненормальная ситуация»,— говорит госпожа Масюк.