Страховым компаниям придется отчитаться за инвестиции

Могут ли россияне разочароваться в ИСЖ

Центробанк оценит доходность инвестиционного страхования. Регулятор впервые проверит компании, которые продавали так называемые полисы «инвестиционного страхования жизни». Участникам рынка придется отчитаться, сколько принесли клиентам договоры, которые завершились в прошлом году и первой половине 2017-ого. Сейчас закон не обязывает страховщиков раскрывать доходность по этому инструменту.

Полис инвестиционного страхования жизни состоит из двух частей — страховой и инвестиционной. Первая тратится на классические продукты: на эту сумму клиент может защититься от риска смерти или несчастного случая. Инвестиционную часть страховщик вкладывает в различные финансовые инструменты. Полученный доход он делит с клиентом. Отдача от таких вложений не гарантируется — она зависит от динамики выбранного базового актива. Например, это может быть индекс РТС, курс доллара, цены на золото или нефть. Страховщик может гарантировать клиенту только возврат внесенных денег, а не дополнительный доход. Обычный срок действия полиса инвестиционного страхования жизни — 3–5 лет.

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

Бум спроса на полисы инвестиционного страхования жизни пришелся на 2015 год. Этим летом Центробанк предупреждал: доходность инструмента может не оправдать ожиданий клиентов. К чему приведут проверки страховых компаний и могут ли россияне разочароваться в инвестиционном страховании жизни? Гендиректор компании «Персональный советник» Наталья Смирнова уверена, что покупатели полисов ИСЖ не получат желаемой отдачи: «Этот продукт сам по себе неплох, но он продавался многими банками почти как депозит, только доходнее — сам посыл продажи напоминал мне ПИФы накануне 2008-го. Я сама опасаюсь, что по итогам раскрытия информации доходность будет даже ниже, чем по депозитам, потому что там очень сложная формула расчета: если индекс вырос даже на 50%, сам полис вырастет не на 50%, там не все идет в инвестиционную часть. Поэтому есть риски, что при неумелой продаже ИСЖ себя дискредитирует».

По данным участников рынка, в среднем клиент вкладывает в полис инвестиционного страхования жизни 300 тыс. руб. Этот инструмент некорректно сравнивать с банковским депозитом, и большинство покупателей таких полисов понимали разницу, утверждает вице-президент Всероссийского союза страховщиков Максим Данилов: «Если вы возьмете продукт того времени, то основная масса стратегий нацелена на индекс а) РТС, б) на золото. Если бы вы купили ПИФ с этими базовыми активами, то у вас был бы минус 30%, минус 40% сейчас, в случае ИСЖ у вас будет просто ноль. Приходят люди, которые немножко разбираются в том, что такое инвестиции, у них заканчиваются полисы ИСЖ, они говорят: «Ой, спасибо, что вернули, а мы и не рассчитывали». А есть и такие, конечно, которые говорят: я лучше бы на депозит положил под 10% три года назад. Ну, это проблема продукта, исключительно проблема того, как его продают, поэтому вопрос разочарования, он априори не может быть массовым».

По данным рейтингового агентства «Эксперт РА», в первом полугодии 2017 россияне потратили на инвестиционное страхование жизни 88 млрд руб. Год к году сегмент вырос почти вдвое.

Юлия Кошкина

Вся лента