С технократическим приветом
Политические итоги 2017-го в Guide «Пермский край. Итоги года»
Главным политическим событием Пермского края стала смена губернатора. На смену «варягу», Виктору Басаргину, который так и не стал для региона своим, в Пермский край был прислан выходец из Перми, молодой технократ Максим Решетников, начинавший свою карьеру при пермских губернаторах. За год его руководства регионом он прошел региональные выборы, сформировал свою команду и четко обозначил планы на будущее Прикамья.
С новым губернатором Глава краевой исполнительной власти поменялся еще до старта кампании по выборам губернатора. Предыдущий глава Прикамья Виктор Басаргин, проруководив регионом почти пять лет, объявил об отставке в начале февраля, несмотря на то что амбиции по участию в региональных выборах у него изначально были. Так, в конце 2016 года он сменил руководство собственной администрации. Место руководителя этой структуры занял глава управления Минюста по Пермскому краю Рустем Юсупов, а на должность заместителя, ответственного за политические процессы, был приглашен политтехнолог Алексей Чусовитин. Формально краевое руководство объясняло кадровые перестановки проигрышем лояльного депутата Владимира Данилина на довыборах в заксобрание по округу №4. В этом округе победил оппонент тогдашних краевых властей — исполнительный директор завода имени Дзержинского Егор Заворохин.
В январе «верхушка» краевой власти решила полностью взять под контроль политические и экономические ресурсы региона. Губернатор заново сформировал региональное правительство и лично его возглавил. В новой структуре не нашлось места многим специалистам, пользующимся уважением у краевых элит. Так, были отправлены в отставку глава правительства Геннадий Тушнолобов и министр финансов Ольга Антипина. В то же время Виктор Басаргин пошел на компромисс с реготделением ЛДПР, по предложению партии назначив руководителем министерства территориальной безопасности генерал-майора МЧС Андрея Ковтуна. Кроме того, правительство покинули наиболее часто критикуемые общественностью министр культуры Игорь Гладнев и вице-премьер Олег Демченко.
Как вспоминал экс-замглавы администрации губернатора Александр Козенков, «Виктор Басаргин начал готовиться к выборам без внятного сигнала из федерального центра, и совершил ошибку».
После того как Виктор Басаргин ушел в отставку, президент РФ Владимир Путин назначил нового руководителя региона — министра правительства Москвы Максима Решетникова, который до работы в столице был главой администрации губернатора Олега Чиркунова. Столичные и краевые политологи относят его к «молодым технократам» — политикам, стремящимся к использованию эффективных и универсальных технологий для решения экономических, политических, социальных проблем и не стремящимся стать публичными политиками.
Первые действия нового губернатора были позитивно восприняты региональными элитами (в том числе группой оппозиционных Виктору Басаргину депутатов заксобрания). Он восстановил ликвидированное предшественником министерство связи, привлек федеральные средства на переселение Березников и пополнил команду специалистами, «отвергнутыми» предыдущим губернатором. Так, Анатолий Маховиков стал полпредом главы региона в краевом парламенте, а Ольга Антипина заняла должность первого вице-премьера. Вице-премьером, ответственным за сферу ЖКХ, и руководителем региональной службы по тарифам стал и. о. руководителя Пермского УФАС Антон Удальев. Под его началом антимонопольная служба не раз предъявляла претензии краевым ресурсоснабжающим организациям.
Опирался Максим Решетников и на собственные кадры так называемых «московских пермяков» — специалистов с пермскими корнями, успевших поработать в столице. Среди них руководитель аппарата краевого правительства Елена Лопаева, министр строительства Михаил Сюткин и глава минфина Елена Чугарина.
Сразу после смены главы региона в деловых и политических кругах периодически стала появляться информация о неминуемой смене руководства администрации, однако врио губернатора не спешил с принятием этого решения. В итоге команду губернатора покинул лишь Алексей Чусовитин, а пользовавшийся поддержкой полпреда в ПФО Михаила Бабича глава администрации губернатора Рустем Юсупов сохранил пост до декабря. Такой команде предстояло готовиться к главному политическому событию года — первым за 17 лет выборам главы региона.
Ставки и явки Для проведения кампании в Прикамье были приглашены федеральные политконсультанты — руководитель фонда развития гражданского общества Константин Костин и председатель экспертного совета фонда Леонид Давыдов. Со стороны края к выборам губернатора подключились местные политтехнологи Виктор Соколов и Юрий Исаев. За администрирование кампании отвечал глава администрации губернатора Рустем Юсупов.
Всего о своем участии в выборах заявили семь человек: врио губернатора Максим Решетников (выдвинутый «Единой Россией» по результатам праймериз), Андрей Степанов, руководитель реготделения партии «Патриоты России» (считавшийся «техническим кандитатом» господина Решетникова), координатор регионального отделения ЛДПР Олег Постников, столичный адвокат Ирина Филатова (КПРФ), профессор ПНИПУ Владимир Аликин («Справедливая Россия»), экс-министр сельского хозяйства Олег Хараськин («Партия Великое Отечество») и оппозиционный политик Константин Окунев («Города России»). Ранее об участии в выборах заявлял экс-депутат госдумы Виктор Похмелкин. Однако потом он от этой идеи отказался и поддержал господина Окунева.
Выдвинувшимся от партий кандидатам предстояло пройти так называемый «муниципальный фильтр». Для этого претендент на пост губернатора должен был заручиться поддержкой 234–245 муниципальных депутатов и глав, избранных на прямых выборах. Кандидаты от парламентских партий и Андрей Степанов преодолели «фильтр» без особых проблем. А вот у выдвиженцев от «малых» партий возникли трудности. Константин Окунев не собрал нужного количества подписей. У Олега Хараськина во время проверки подписей нашлись автографы, совпадающие с отданными за Андрея Степанова. Так как подписи в его поддержку были зарегистрированы нотариусом раньше, они были исключены из числа подписей в поддержку господина Хараськина, и он не набрал необходимого числа подписей для прохождения муниципального фильтра.
Константин Окунев и Олег Хараськин связывали свои результаты с воздействием административного ресурса. По одной из версий, первоначально в администрации губернатора господина Хараськина рассматривали на роль «кандидата-спойлера», однако он начал действовать самостоятельно и краевые власти решили не рисковать.
После того как относительно «неудобные» для господина Решетникова кандидаты покинули предвыборную гонку, главной интригой кампании оставалась явка. Краевые власти рассчитывали привлечь на выборы около 50% жителей Прикамья. Также на этих выборах власти сделали ставку на молодых избирателей, которых привлекали на участки билетами в кино и другими бонусами. Незадолго до дня голосования состоялся масштабный молодежный форум. Кроме того, на результаты выборов повлиял визит в Пермь Владимира Путина за день до выборов, который широко освещался как местными, так и федеральными СМИ.
Итоговая явка избирателей оказалась выше ожидаемых результатов — 42,5%. Максим Решетников набрал 82,6% голосов избирателей. Второе место с 7,49% голосов заняла кандидат Ирина Филатова, Олегу Постникову отдали предпочтение 3,75% избирателей, Владимир Аликин набрал 2,81%, Андрей Степанов — 1,58%. Отметим, что Максим Решетников потратил на свою избирательную кампанию 76,6 млн руб.
Направления главного удара Сразу после объявления результатов выборов Максим Решетников обозначил основные приоритеты в своей работе. Их можно свести к реализации двух масштабных проектов, которые губернатор презентовал в Перми Владимиру Путину еще в статусе исполняющего обязанности. Это «IT-кластер» и «Городская среда». Первый предполагает рост доли наукоемкого производства в экономике региона и создание в этой сфере дополнительных рабочих мест. Второй — масштабную реконструкцию городской набережной, где власти предлагают разместить краеведческий музей и Пермскую художественную галерею.
Глава региона также сохранил интерес к проблемам краевого здравоохранения и региональным фестивалям. Еще одно приоритетное направление работы краевых властей — масштабная административная реформа. Процессы по преобразованию муниципалитетов в городские округа уже стартовали в Краснокамске, Чайковском, Гремячинске и Кизеле. Идут переговоры в Чусовом.
Эксперты полагают, что в проекте цифровой экономики Максим Решетников будет опираться на президента «Эр-Телекома» Андрея Кузяева. Предполагалось, что ключевой фигурой в реализации «Городской среды» станет глава минстроя Михаил Сюткин, в IT-кластере — глава минсвязи Павел Шевыров. Однако в декабре последний ушел в отставку по семейным обстоятельствам.
В целом изменения в краевом правительстве после выборов, вопреки ожиданиям, носили «косметический характер». Предсказуемо ушел в отставку вице-премьер Владимир Рыбакин, в правительстве предыдущего губернатора отвечавший за инфраструктурные проекты. Вместо Вадима Плотникова, как и ожидалось, и. о. министра здравоохранения стал бывший вице-премьер Кировской области Дмитрий Матвеев, работавший замминистра краевого ведомства. На место министра экономического развития Пермского края, взамен вернувшегося в городскую администрацию Виктора Агеева, был назначен член правления «Фонда развития моногородов» Максим Колесников.
Вновь избранному губернатору удалось выстроить взаимодействие с городскими властями. Господин Агеев, заняв пост первого замглавы мэрии, стал своего рода представителем краевых властей в Перми. Несмотря на многочисленные слухи об отставке, свою должность удалось сохранить главе города Дмитрию Самойлову, считавшемуся одной из ключевых фигур в команде предыдущего губернатора. Отметим, что господин Самойлов входил в список кандидатов в сенаторы от Пермского края. По словам источников в окружении господина Решетникова, «чиновникам удалось найти общий язык». Проект губернатора по реновации городской набережной получил поддержку подавляющего большинства депутатов Пермской думы.
По мнению политического консультанта, члена регионального штаба ОНФ Николая Иванова, «осторожный» подход Максима Решетникова к работе с кадрами обусловлен тремя причинами. «Во-первых, в крае существует серьезный кадровый дефицит, и сейчас не так много квалифицированных профессионалов хотели бы пойти в чиновники. Слишком много рисков сегодня создает госслужба. Во-вторых, новый губернатор решил не рубить с плеча и дать возможность проявить себя представителям команды прежнего губернатора. Если среди них есть действительно эффективные люди, то зачем вместе с водой выплескивать и ребенка? Наконец, в-третьих, в канун президентских выборов нет смысла перестраивать и ломать машину, которая неплохо отработала на выборах губернатора», — рассуждает эксперт.
Администрация губернатора переживала более масштабные кадровые перестановки. Руководителем ключевого департамента администрации по работе с муниципалитетами стал бывший экс-заместитель главы аппарата краевого правительства, в прошлом столичный чиновник, Дмитрий Пучко. В краевой администрации была также восстановлена вакантная после ухода Алексея Чусовитина должность «политического» замглавы ведомства. Новым куратором краевой внешней политики стал руководитель департамента внутренней политики Леонид Политов. В начале декабря администрацию покинул Рустем Юсупов. Чиновник перешел на работу в одну из структур федерального Минюста в Москве. И. о. главы администрации была назначена заместитель господина Юсупова Яна Дорофеева.
Эксперты отмечают, что с приходом к власти Максима Решетникова влияние администрации губернатора постепенно стало сходить на нет. Центр принятия решений переместился в краевое правительство, а политические вопросы отошли к столичным политтехнологам.
Главной политической задачей 2018 года для команды губернатора станут выборы президента. По имеющейся информации, стратегия властей Прикамья на президентских выборах мало чем будет отличаться от проведения выборов губернатора. «Основных задач две: легитимность и явка. Будут стремиться максимально мобилизовать избирателей, не передавливая и не нарушая закон», — поясняет один из собеседников, близких к краевым властям. Пока власти ориентируются на цифру 55–60%. Вопроса о процентах для основного кандидата, по словам собеседников, пока перед руководством региона не ставится.
Николай Иванов предполагает, что после выборов президента краевое правительство может ждать масштабная кадровая перезагрузка. «Не исключаю, что Максим Решетников может пойти по пути Олега Чиркунова, который на следующий день после выборов президента в 2008 году отправил в отставку краевое правительство и назначил новое, где сменилось больше половины министров и вице-премьеров», — поясняет эксперт.
По прогнозу политолога Олега Подвинцева, в следующем году губернатор и его команда столкнутся с серьезными вызовами. «И это не только президентские выборы, но и рост социальной напряженности, протестных настроений», — полагает господин Подвинцев. Эксперт отмечает, что политические предпочтения нового губернатора пока неясны: «Максим Решетников проявляет качества администратора и управленца, но не политика как такового. Но на мой взгляд, столкновения со сферой публичной политики ему избежать не удастся».
По мнению политтехнолога Алексея Чусовитина, один из главных итогов года — «полная дисквалификация региональной системной оппозиции». Реальным электоральным влиянием обладает только «Единая Россия», и за год это влияние усилилось, считает эксперт. В то же время он отмечает рост влияния «уличной оппозиции», усиление протестных настроений. «82% избирателей за Максима Решетникова — можно трактовать как сигнал власти: делайте что-то внятное или уходите», — предполагает господин Чусовитин.
«Можно говорить о том, что с приходом Максима Решетникова у жителей края появились новые надежды», — считает Николай Иванов. «Максим Геннадьевич уверенно демонстрировал свои возможности на федеральном уровне, что обеспечило и его личный рост в рейтингах влияния губернаторов, и укрепление позиций Пермского края. Насколько долговременными окажутся эти тенденции — увидим. Главным индикатором здесь станут темпы реализации тех масштабных проектов, которые анонсировал губернатор: обустройство набережной, перенос железной дороги, создание цифрового кластера», — полагает политконсультант.