Со столичным размахом
Культурные итоги 2017-го в Guide «Пермский край. Итоги года»
Уходящий год насытил пермяков таким количеством событий, что, кажется, другие отрасли, помимо культуры, и не жили. Премьеры, фестивали, выставки заставили встряхнуть обитателей типично промышленного города. Эксперты фиксируют позитивные сдвиги в культурной политике после смены губернатора и его команды.
Главным событием 2017 года для пермяков стала, конечно, смена власти в регионе. От нового губернатора ждали в первую очередь решения вопросов транспортной инфраструктуры — строительства нового аэропорта, реконструкции железнодорожного вокзала. Но курс был взят еще и на изменения в культурной отрасли. Молодой политик быстро разобрался с культурным прошлым региона и собрал команду, способную провести если не реинкарнацию фестиваля «Белые ночи», то найти ему достойную замену.
Фестиваль длиною в лето Глава Прикамья Максим Решетников начал управлять регионом весной 2017 года. И ему тоже нужна была «культурная визитка». Пермяки уже позабыли шикарные «Белые ночи», появившиеся при Олеге Чиркунове по задумке галериста Марата Гельмана. Стерся из памяти и фурор первого года фестиваля, когда восторженные отзывы посетителей разбивались о негодование тех, кому жаль денег и личного времени на что-то «слишком современное». Второй и третий год жизни «Белых ночей» поднял планку еще выше. Жители привыкли, что каждый вечер можно провести интересно. И постепенно приняли фестиваль как существенную часть городской жизни.
Виктор Басаргин, управлявший регионом с 2012 до начала 2017 года, сделал ставку на экономию бюджетных средств. Так фестиваль с романтичным названием и локацией на центральной площадке города был переупакован в «Пермский калейдоскоп» и прописан в парке им. Горького. Критиканы вернулись, но теперь их аргументы стали весомее. Вместо ежевечерних шоу, активностей и концертов публике предложили наслаждаться народными исполнителями между каруселями и контактным зоопарком.
От 2017-го многого не ждали. И к фестивалю «Пермский период», который анонсировал Максим Решетников, отнеслись с прохладой. Между тем силы на его исполнение были брошены колоссальные. Организаторы сделали ставку на молодежь — и не прогадали.
Новое время Фестиваль «Пермский период. Новое время» аккумулировал массу всевозможных мероприятий: спорт, танцы, театр, выставки. Проще говоря, власти создали этакий культурный, «зонтичный» бренд. Помимо развлечений пермякам предложили еще и различные дискуссии, посетители которых еженедельно открывали двери шатров на эспланаде под общим названием «Лето Парк». Сюда же включили и Пермский молодежный форум, тогда как раньше в словосочетание «пермский форум» включались слова «экономический» или «промышленный». Вторая крупная площадка работала на набережной Камы, где можно было провести целый день, начав утро с занятий по йоге и, фланируя по берегу, найти для себя с десяток любопытных дел.
«Идея „Лето Парка“ появилась, потому что был очевиден запрос жителей Перми на интересные события и возможность проводить досуг в городе. Именно поэтому проекты, которые оживляли общественные пространства, создавали новые точки притяжения, и были реализованы в рамках фестиваля „Пермский период. Новое время“. В этом формате работал проект „Суббота на Набережной“, а также — в самом центре города — „Лето Парк“, — говорит руководитель фестиваля «Пермский период. Новое время» Антон Клепиков.
Губернаторские выборы были назначены на осень. Но главным подарком пермякам стало не ожидаемое избрание нового главы региона, а его решение в качестве врио — продлить фестиваль на зиму и построить теплый шатер, где так же, как и летом, продолжаются различные мероприятия, лекции, игры. Сезонное название «Лето Парк» сменили на уютный «Сказариум». Там открылось пространство для выставок, мастер-классов, настольных игр и концертный зал.
Теперь на сайте фестиваля «Пермский период. Новое время» программа расписана до ноября 2018 года. В каждом месяце — не менее пяти мероприятий, то есть каждые выходные горожанам предлагают ту или иную активность. Сидеть перед телевизором стало неинтересно. И некогда. Это подтверждают и итоги работы фестиваля летом — его посетили 85 тыс. человек.
«Мы убедились, что жителям города нравится формат „инфотейнмент“, то есть сочетание полезного, информационно обогащенного и развлекательного контента. Мы увидели большой интерес к таким мероприятиям со стороны молодежи, родителей с детьми. Другой важный эффект — „Лето Парк“ был открытой площадкой и позволил выйти „в город“ как традиционным институтам — театрам, музеям, профессиональным музыкальным коллективам, так и новым именам — экспертам, преподавателям вузов, мастерам. То есть тем, кто зачастую был известен сравнительно небольшому кругу, а при поддержке „Лето Парка“ получил возможность встретиться с широкой аудиторией», — добавил Антон Клепиков.
Пермь начинается с театров От новых властей культурная общественность ждала и старта реконструкции Театра-Театра и строительства новой сцены оперного.
«Говоря о главных событиях года, нельзя обойти вниманием, конечно, смену власти в регионе. Новый губернатор показал себя как человек, заинтересованный в культуре и воспринимающий культуру как инструмент развития региона, что вызывает уважение и надежду на активное и плодотворное сотрудничество. Признаком признания театра как важного игрока на культурной сцене является и финансовая поддержка со стороны федерального центра — выделение гранта президента и целевого гранта на постановку балета „Щелкунчик“. Ну и очень бы хотелось, чтобы этот год также вошел в историю как год, когда был утвержден проект новой сцены пермской оперы, строительство которой, мы надеемся, начнется в обозримом будущем», — подчеркивают в Пермском академическом театре оперы и балета.
Но ожидание не заставило остановить творческий процесс. Обновление репертуара, неизменные пермские «Золотые маски» и ряд других, не менее почетных премий.
На этом фоне уже неудивительными выглядят заявления о том, что худрук пермской оперы отказывается от работы в Covent Garden, а на сцене театра выступает звезда мирового балета Наталья Осипова. Кресла в самолетах заполнены столичными гостями, которые проводят вечер в пермских театрах.
«2017 год был важным и насыщенным. Мы выпустили несколько ярких премьер. Это в первую очередь балет „Золушка“ и специально созданная по заказу театра опера Cantos, выдвинутые на премию „Золотая маска-2018“ в 12 номинациях, а также оперы „Богема“ и „Свадьба“ и три балета Стравинского. В этом году театр вновь вернулся с „Золотой маски“ с тремя наградами: Теодор Курентзис стал обладателем седьмой „Маски“ в своей карьере за лучшую работу дирижера в опере, приза „Лучшая женская роль в опере“ удостоилась Надежда Павлова, а Роберт Уилсон стал лучшим художником по свету. Еще одно значительное событие для театра — с начала сезона прима-балериной театра стала звезда мирового балета Наталья Осипова», — говорит генеральный продюсер Пермского театра оперы и балета Марк де Мони.
Пермская опера — не только для пермяков. Гастрольный опыт показал: что-то должно перепадать и европейскому зрителю.
«Летом, в перерыве между сезонами, оркестр и хор МusicAeterna под управлением Теодора Курентзиса блестяще выступили на Зальцбургском фестивале. Это был первый случай в истории одного из самых крупных и авторитетных фестивалей академической музыки, когда российские музыканты открывали основную, оперную программу», — добавляет Марк де Мони.
Другие находки театра — просветительская программа «Лаборатория современного зрителя», выступления в частной филармонии и даже открытые репетиции.
Пермский академический Театр-Театр тоже делает ставку на обновление труппы: к театральному гусю Дениске подселяют настоящую крылатую коллегу Грету. Гусыне завели Instagram, и судя по всему, она ведет насыщенную светскую жизнь: инспектирует новый аэропорт, принимает цветы от поклонников. И все это — в перерывах между репетициями с дрессировщиками для нового спектакля «Карлик Нос».
При этом в пермской драме тоже отметили влияние смены власти на культурную политику. «Мы живем в стране, где многое зависит от первых лиц. И если первое лицо не занято регионом, то регион ложится набок. К счастью, наш новый губернатор амбициозен и понимает, что для поддержки амбиций края необходимо осознанно подходить к развитию культурной политики. Надеюсь, что в 2018 году тенденция увеличения культурных событий сохранится, и надеюсь, что 2017 год был таким ярким потому, что забота о культуре — позиция Максима Решетникова», — говорит главный режиссер Пермского академического Театра-Театра Владимир Гурфинкель.
Теперь в театре ждут, что в отрасли произойдет качественный скачок. «К сожалению, меня не всегда радует качество происходящего, потому что большими художественными проектами, с моей точки зрения, должны заниматься творцы, а не администраторы. Хотелось бы, чтобы в новом году в Пермском крае возникла ситуация подлинного конкурса художественных идей, а не конкурса влияний и возможностей тех, кто мероприятия осуществляет. И тогда мы увидим небо в алмазах, и художественное победит бессмысленное», — добавил Владимир Гурфинкель. Пермь и ее культурная компонента, по его мнению, освободилась от давления и начала новую страницу своей истории.
«Мне кажется, что в этом году культурные учреждения все-таки вздохнули свободнее, почувствовали себя нужными, важными, ведь тот безумный пресс, которым искусство и культуру давили власти предыдущие, остался в прошлом. Закончилась эпоха больших войн и сражений и началась новая страница истории Пермского края», — отметил господин Гурфинкель.
Не без патриотизма Сохраняя свое культурное ядро, Пермь приблизилась к федеральным трендам. Это один из маркеров новой власти — и не самых ужасных — перенимать, занимать, принимать подарки от Федерации. Так было и с информационными системами для работы власти, с дорожной техникой, а теперь и с экспозицией «Россия — моя история».
Проект по созданию мультимедийного парка реализован уже в ряде регионов, в начале декабря выставка открылась и в Перми, в здании Речного вокзала. Мнения посетивших парк расходятся: от восхищения интерактивными элементами до освистывания «ура-патриотизма». Но как бы то ни было, присоединяясь к этому проекту, Пермь напомнила стране о статусе миллионника и застолбила за собой право тоже рассказывать историю России. И если раньше в Перми было в ходу изучать историю по заводам и музею с пушками, то теперь у нас — «как в Москве».
Какими шагами будет идти «остоличивание» Перми, станет ясно хотя бы спустя год присутствия здесь новой власти. Пока ей выдан очень большой аванс.