У правительства началась взлетная полоса
Взлетно-посадочную полосу республиканского аэропорта планируют передать в концессию
Власти региона планируют перевести взлетно-посадочную полосу аэропорта «Ижавиа» из федеральной собственности в республиканскую. В настоящее время достигнута предварительная договоренность с министром транспорта России Максимом Соколовым. Одним из условий является реконструкция объекта в рамках концессии. Первый вице-премьер региона Александр Свинин рассказал «Ъ-Удмуртия», что активно ведутся переговоры с потенциальными концессионерами. Эксперты считают, что инвестор захочет получить максимальную отдачу от вложений и после реконструкции введет платные услуги за пользование полосой.
Взлетно-посадочную полосу аэропорта «Ижавиа» могут передать из федеральной собственности в республиканскую. Власти региона достигли предварительной договоренности с министром транспорта России Максимом Соколовым. Как рассказал 25 декабря в ходе внеочередной сессии госсовета глава Удмуртии Александр Бречалов, условием передачи взлетно-посадочной полосы в региональную собственность является поиск концессионера, готового реконструировать данный объект. Глава республики поставил задачу перед правительством провести проектирование нового аэропортового комплекса. «До 2021 года в Удмуртии должен появиться новый современный аэропорт с отремонтированной взлетно-посадочной полосой», — отметил Александр Бречалов.
100% акций АО «Ижавиа» находится в собственности Удмуртии. Компания является одновременно авиаперевозчиком и управляет аэропортом города Ижевска. Самолеты совершают регулярные рейсы в Москву, Санкт-Петербург, Сочи, Симферополь, Краснодар, Анапу (в том числе из других городов: Челябинск, Белгород, Нижнекамск, Калининград), а также чартерные перевозки по всей стране и за рубежом. Авиапарк состоит из самолетов Як-42Д и Ан-24. Взлетно-посадочная полосу, расположенную на территории аэропорта, в последний раз реконструировали 21 год назад. В связи с этим Росавиация запретила некоторым судам — ИЛ-76 и Ту-154 — приземляться в ижевский аэропорт.
Ранее экс-глава Удмуртии Александр Соловьев поднимал вопрос о необходимости ремонта взлетно-посадочной полосы. В августе 2016 года руководитель региона на встрече с премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым обсуждал возможность реконструкции объекта в рамках подготовки региона к 100-летнему юбилею М. Т. Калашникова, который пройдет в 2019 году. Реконструкцию планировалось осуществить в рамках реализации федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России». Предварительный объем средств оценивался в 2,56 млрд руб., из которых 1,47 млрд руб. — средства федерального бюджета. Однако финансирование отменили в связи с досрочным прекращением программы развития транспорта в стране с 1 января 2018 года.
Первый вице-премьер республики Александр Свинин рассказал «Ъ-Удмуртия», что в настоящее время активно ведутся переговоры с потенциальными концессионерами. «Мы начали работать над проектом еще осенью, совместно с коллегами из ВЭБ Капитала, которые оказывают нам консультационную поддержку», — сообщил господин Свинин. По словам собеседника, объем требуемых для ремонта взлетно-посадочной полосы вложений будет определен после проведения анализа и окончания работ по созданию проектно-сметной документации.
Как отметил в разговоре с корреспондентом «Ъ-Удмуртия» эксперт по боевой эффективности авиационных комплексов Вадим Лукашевич, передача взлетно-посадочной полосы в республиканскую собственность будет иметь ряд негативных последствий. «Здесь встает вопрос обороны. В случае военных действий все полосы гражданских аэродромов будут использоваться вооруженными силами. Так как у нас вооруженные силы федерального подчинения, естественно лучше, если бы все объекты гражданской инфраструктуры, которые будут использоваться в военное время находились под федеральным началом», — отметил господин Лукашевич. По словам собеседника, любой концессионер захочет получить максимальную отдачу от вложений. «Инвестор не занимается благотворительностью, поэтому если концессионер вложит деньги, то будет введена какая-то дополнительная платная услуга за пользование этой полосой», — отмечает Вадим Лукашевич. Эксперт ставит под вопрос качественный контроль над объектом и возможность регионального бюджета содержать взлетно-посадочную полосу. «Если выводить полосу из федеральной собственности, то вместо одного хозяина станет много местных структур, которые нужно будет проверять», — добавил господин Лукашевич.