Эксперты склоняются к человеческому фактору
Что могло стать причиной трагедии на Кутузовском проспекте
Изготовитель наехавшего на людей автобуса у метро «Славянский бульвар» рассказал о первых итогах расследования ДТП: в «Группе ГАЗ» заявили, что водитель, скорее всего, вообще никак не тормозил. На автобусах ЛиАЗ установлено несколько тормозных систем, но ни одна из них не была задействована.
В понедельник, 25 декабря, автобус сорвался с остановки и съехал по ступенькам в подземный переход возле станции метро «Славянский бульвар», в результате погибли четыре человека. Сейчас рассматриваются две версии причин аварии: техническая неисправность и потеря управления водителем.
Скорее всего, здесь речь идет именно о человеческом факторе, считает председатель Центрального совета межрегионального профсоюза водителей-профессионалов Александр Котов: «Не сработали основные тормоза — у него в руках есть стояночный тормоз. Конструкция этого стояночного тормоза такова, что если его один раз дернуть в положение «стоянка», то этот автобус не то что собственным мотором, трактором свернуть с места практически невозможно. Третий способ остановки — торможение о препятствие. С правой стороны находилась рекламная тумба, он мог вывернуть руль и бить этим автобусом, останавливать его о тумбу. Он не принял решение, по всей видимости, находясь в состоянии шока и накопленной усталости за годы работы в режиме, которых не предусмотрен Трудовым кодексом».
Даже в случае технической неисправности водитель способен минимизировать последствия аварии, но сделать это возможно только при наличии определенных навыков, считает руководитель центра контраварийной подготовки водителей «МастерКласс» Алексей Колонтай: «Водители автобусов, да и вообще профессиональные и обычные водители не проходят,контраварийную подготовку, поэтому в любых сложных нештатных ситуациях — скольжение, занос — они бессильны. Специальная подготовка есть только у водителей, которые обслуживают руководство и спецслужбы. Все знают уровень подготовки, который дают наши автошколы, контраварийной подготовки у них нет, методик не существует. В Финляндии двухступенчатая система подготовки: новичок после автошколы не может выехать какое-то количество месяцев, он обязан пройти зимнюю подготовку на льду, научиться реагировать на всяческие заносы. Водитель с автобусов как раз в эту ситуацию и попал. Он даже не знал такого понятия. И, скорее всего, он находился в состоянии стресса».
Ранее СМИ сообщали о возможной неисправности ЛиАЗа. В частности, звучали версии об отказе тормозной системы и самопроизвольном движении. Однако водитель такого же автобуса Михаил рассказал «Коммерсантъ FM», что такое вряд ли могло произойти: «Есть у автобуса такая особенность — как защита, наверное — нельзя поехать на нем с открытыми дверьми. По запарке, когда приезжаешь к остановке, дверь открываешь, пассажиры выходят, заходят. И чтобы ногу на педали тормоза не держать, ты отпускаешь: автобус не едет, он блокируется, как я понимаю, ручным тормозом. Потом, когда все зашли, двери закрываются, автобус начинает движение, если не держать педаль на тормозе. И вот он, может быть, по запарке тормоз не держал, и автобус самопроизвольно поехал. За три года работы на этом автобусе, у меня, в принципе, никаких проблем не было ни с тормозной, ни с рулевой системой».
Такое торможение «открытыми дверями» никогда не применяется умышленно, отметил консультант по техническому устройству и эксплуатации автобусов компании Omnibus Алексей Тимохов: «В принципе, это одна из систем безопасности, которые придуманы в дополнение, чтобы усилить безопасность, чтобы автобус не мог двигаться с открытыми дверьми. Но я ни разу за 20 лет не пробовал этой системой останавливать автобус. Это сделано для того, чтобы случайно автобус не тронулся с открытыми дверьми».
Виктор Маковецкий, директор по развитию дивизиона «Автобусы» "Группы ГАЗ"
Автобус ЛиАЗ 5292.60 — достаточно конструктивно отработанная модель и давно у нас эксплуатируется. Данный образец автобуса был выпущен заводом ЛиАЗ в конце 2016 года и поставлен на учет ГУП «Мострансавто» в самом начале 2017-го. То есть это достаточно новый автобус, он эксплуатировался меньше года и, как и любой автобус, был сертифицирован на все требования безопасности. Безусловно, он оснащен сертифицированной системой тормозов, которая имеет достаточную степень систем резервирования. Прежде всего, это двухконтурная система тормозов, которая в случае отказа одного из контуров, имеет возможность эффективно затормозиться за счет второго контура. Кроме этого, есть вторая возможность резервирования — это задействование запасной системы торможения, всем известного «ручника». При рассмотрении видеокадров понятно, что машина сначала странно поворачивает вправо и затем начинает резкое движение в сторону отклонения от маршрута. Похоже, что ни одна из описанных мной тормозных систем не была задействована для остановки машины. И почему автобус не остановился в данном случае, непонятно. Именно это и следует сейчас установить технической экспертизе. Можно еще добавить, что во всей нашей истории, не только завода ЛиАЗ, но и "Группы ГАЗ", таких случаев не было.
Трагедия с автобусом вызвала широкое обсуждение в соцсетях: пользователи вспоминают похожие случаи с автобусами ЛиАЗ. Подобные ДТП уже происходили как в Москве, так и в Подмосковье. Например, в этом году о неисправности тормозной системы говорили после столкновения двух автобусов в Королеве и Зеленограде. Движение «Синие ведерки» проводит параллель с происшествием в районе станции метро «Речной вокзал» в начале 2017 года — водитель не справился с управлением автобуса ЛиАЗ, протаранил дорожное ограждение и врезался в рекламный щит.
Возможно, ЛиАЗы потенциально опасны для горожан, отметил в беседе с «Коммерсантъ FM» координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов:
«Экспертиза быстро не делается, еще месяц они будут в технике ковыряться. А что касается случая у станции метро «Речной вокзал», то там никто не разбирался, как мы уже выяснили. Просто водитель нарушил правила дорожного движения — все. У нас постоянно происходят какие-то странные аварии с техникой. И никто в стране детально не разбирается в авариях пассажирских автобусов, по умолчанию делают виноватым водителя. Никому не интересно, что там может быть какая-то неисправность, связанная с конструкцией автобуса. Давайте внимательно отнесемся к тому, что сказал водитель: по его словам, техника вышла из-под его контроля. Почему мы не верим в эту версию априори? Может быть, тысячи, десятки тысяч, миллионы людей сейчас ездят в автобусах, которые в любой момент могут сойти с ума и выехать на встречную полосу, въехать в столб, в реку. Почему на это никто не обращает внимание?»
Дело об аварии на Кутузовском проспекте уже передано в центральный аппарат Следственного комитета. Сам водитель автобуса находится в тяжелом состоянии в Боткинской больнице — как уточняют медики, у него произошло кровоизлияние в мозг.