Российские ведомства ищут пропавшие аккаунты главы Чечни
Возможно ли восстановить профили в Facebook и Instagram
Скандал вокруг заблокированных аккаунтов Рамзана Кадырова продолжает развиваться. Глава Минкомсвязи Николай Никифоров назвал ситуацию проявлением двойных стандартов и призвал правительство и прокуратуру разобраться. Кроме того, Роскомнадзор запросил объяснения у Facebook и Instagram. В ситуации разбирался Алексей Соколов.
После того, как в минувшую субботу у главы Чечни оказались недоступны страницы в Facebook и Instagram, он пообещал — общение не прекратится, и напомнил о все еще активных аккаунтах в Twitter, VK и Telegram. Более того, Кадыров наладил канал связи с публикой и через чеченский аналог Instagram под названием Mylistory, а позже завел второй канал в Telegram для связи с подписчиками.
При этом тема пропавших страниц на иностранных площадках оказалась не закрыта. Глава Минкомсвязи Николай Никифоров призвал Минюст и прокуратуру разобраться. Он назвал это «ярким примером двойных стандартов» — мол, интернет на самом деле вне политики политики.
Главный аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян напоминает: соцсети — это, прежде всего, бизнес. Обслуживание того или иного аккаунта может быть прекращено в любой момент, говорит эксперт: «Как и любой бизнес, Facebook или Instagram может в одностороннем порядке прекратить обслуживание пользователя. Я думаю, что весьма регулярно это делается, в том числе, за нарушение правил — например, за покупку ботов. Продвижение с помощью не совсем корректных методов тоже может быть причиной».
Блокировка профилей Кадырова совпала по времени с расширением так называемого «списка Магнитского» — на прошлой неделе Минфин США внес туда и главу Чечни, обвинив его во «внесудебных расправах, пытках и других грубых нарушениях прав человека». Сначала эти события связали. Но потом появились и другие варианты причин блокировки — например, нарушение правил пользования Facebook и Instagram. Руководитель Центра цифровых прав Саркис Дарбинян придерживается именно этой версии: «Ни один из членов «списка Магнитского» не попадал под блокировку аккаунта. Может ли сделать здесь что-нибудь Роскомнадзор? Конечно, нет, потому что в данном случае отношения между Кадыровым и платформой регулируются гражданско-правовым законодательством. Если он считает, что его права как потребителя нарушены, он вправе обратиться в калифорнийский суд по месту нахождения штаб-квартиры компании».
Но самое странное в этой истории другое: складывается впечатление, что блокировка аккаунтов Рамзана Кадырова российскую власть беспокоит гораздо сильнее, чем его самого — за него публично вступились сначала спикер Госдумы Вячеслав Володин, потом пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, а теперь еще и министр связи Николай Никифоров.
Пресс-секретарь главы Чечни Альви Каримов заявил «Коммерсантъ FM», что в республике «с сожалением относятся» к такому поступку со стороны зарубежных социальных сетей. Он отметил, что блокировка аккаунтов, в первую очередь, нанесет удар по подписчикам Кадырова, которые привыкли общаться с ним через Facebook и Instagram.
Компания Facebook Inc, которой принадлежат обе соцсети, пока инцидент не прокомментировала.
Позднее в среду в Facebook объяснили блокировку аккаунтов Рамзана Кадырова внесением главы Чечни в санкционный список властей США. В сообщении компании отмечается, что "аккаунты принадлежали человеку или велись от имени человека, который находится в списке граждан особых категорий и на которого распространяется действие торгово-экономических санкций, поэтому Facebook несет юридическое обязательство деактивировать подобный аккаунт».