«У кабана паспорта нет»
В белгородском Россельхознадзоре настаивают на украинском следе как причине АЧС
Защиту Белгородской области от АЧС в 2017 году «прорвали» украинские кабаны. Об этом заявила начальник регионального управления Россельхознадзора Татьяна Аушева. Она также признала наличие поголовья свиней в личных подсобных хозяйствах (ЛПХ) и заявила, что в регионе пытаются полностью уничтожить кабанов. Впрочем, из 7 тыс. диких животных пока официально «изъято» лишь менее половины: на место отстрелянных кабанов из-за границы приходят новые, констатировала госпожа Аушева.
О причинах заноса АЧС в Белгородскую область в 2017 году Татьяна Аушева рассказала “Ъ-Черноземье” в ходе вчерашней пресс-конференции. «У нас крайне неблагополучный сосед — Украина. Предотвратить перемещение дикого кабана практически невозможно, и наша защита была прорвана», — пояснила госпожа Аушева, напомнив, что последний случай АЧС был выявлен в минувшую пятницу в Шебекинском районе именно у диких кабанов.
По ее словам, Шебекинский район наиболее опасен в качестве «транзитного» для переноса вируса: «По другую сторону границы находится украинское охотхозяйство». «Сейчас в Белгородской области идет стопроцентное уничтожение поголовья. Но кабана добыть непросто. Когда упадет снег, ловить будет легче. В 2014 году на территории региона было 6,5-7 тыс. голов, сейчас из них изъято 2,3 тыс. Но на одну добытую “официальную” свинью приходятся две браконьерские», — резюмировала госпожа Аушева, отметив, впрочем, что «мы стреляем своих, а приходят другие – у кабана паспорта нет».
Осложняют ситуацию, по ее словам, наличие неучтенного поголовья в ЛПХ у населения (притом что в 2013 году власти объявили о полной ликвидации свиней в домашних хозяйствах. — “Ъ”) и провоз в ручной клади через границу мяса и сала. «Не в полном объеме у нас есть цифры о поголовье свиней в ЛПХ. Но население идет нам навстречу и режет свиней к Новому году»,— пояснила начальник управления.
Напомним, впервые информация о возможном выявлении АЧС в граничащем с Украиной Шебекинском районе Белгородской области появилась в июле 2017 года. Но в областном управлении ветеринарии поясняли, что речь шла лишь об «учениях» по ликвидации АЧС. В начале сентября «Русагро» объявило о выявлении вируса на площадке «Тамбовского бекона» в том же районе: там было уничтожено более 17 тыс. голов. В конце октября 2017 года в Корочанском и Прохоровском районах, не граничащих с Украиной, АЧС была выявлена у диких кабанов. В начале ноября вирус обнаружили в дикой фауне охотхозяйства «Боровское» (принадлежит НП «Русский лес») в Шебекинском районе. В конце ноября АЧС обнаружили в Корочанском районе – там нашли туши двух свиней, завернутые в целлофан (по факту нарушения ветеринарных правил региональное управление СКР возбудило уголовное дело). В начале декабря о выявлении АЧС на площадке в Корочанском районе, где содержится 24 тыс. голов, сообщил «Мираторг», а 22 декабря вирус вновь обнаружили у кабанов в Шебекинском районе.
Замглавы Россельхознадора Николай Власов в недавней беседе с “Ъ” заявлял, что белгородские чиновники могли сами поспособствовать распространению вируса: «Есть информация, что оставили “для себя” кабанов в охотхозяйстве». «Мы провели проверки всех охотхозяйств, прошли пешком 4 тыс. га, — прокомментировала “Ъ” это заявление госпожа Аушева. — Власову, видимо, виднее. Но когда я говорю чиновникам (по поводу ликвидации кабанов в охотхозяйствах. — “Ъ”): “Мужики, ну что ж вы так!” — мне отвечают: “Древнейшая профессия не та, про которую все думают, а охота”». Кроме того, в заповедниках и заказниках не можем законно ничего сделать. Убрали кукурузу в Шебекине, начали стрелять кабанов — они побежали в Прохоровку и дальше».
«Русагро» и «Мираторг» сейчас пытаются самостоятельно установить причины заноса вируса на свои площадки. Гендиректор «Русагро» Максим Басов сказал “Ъ-Черноземье”, что «с вероятностью более 90%» причиной заноса стали дикие кабаны. Это уже фактически подтвердил Россельхознадзор, пришедший к заключению, что ограждение «Тюринского» не обеспечивало невозможность проникновения диких животных на территорию хозяйства. Созданная «Мираторгом» комиссия пока не сделала выводы. Суммарный ущерб компаний от АЧС оценивается в 450 млн руб.